XLVIII Международная филологическая научная конференция

«Волшебная гора» Томаса Манна и традиции «Künstlerroman»

Дмитрий Александрович Беляков
Докладчик
старший преподаватель
Московский государственный лингвистический университет

201
2019-03-23
13:00 - 13:30

Ключевые слова, аннотация

«Волшебная гора», Томас Манн, интеллектуальный роман, роман о художнике, Künstlerroman, эволюция героя, образ автора.  

Тезисы

Т. Манн, относивший себя к музыкантам среди писателей, характеризовал роман «Волшебная гора» как основанную на технике контрапункта «симфонию». Формальный и содержательный аспекты пересекаются в эпизоде «Избыток благозвучий»: в нем роль музыкальных мотивов играют моменты аналитического восприятия Гансом Касторпом европейской музыкальной культуры. Эти многозначительные духовные приключения стремительно эволюционирующего героя изображаются в традициях «романа о художнике» — «Künstlerroman». Истоки этой типологической романной разновидности обнаруживаются в литературе романтизма. Романы Л. Тика, Новалиса, Э. Т. А. Гофмана воссоздавали историю становления творчески одаренной личности, гения, мир его художественных фантазий, структуру конфликта с обывательской средой. Тот факт, что Ганс Касторп приобщается к миру музыки на правах вдумчивого слушателя, а не творца, существенно сужает спектр авторских повествовательных приемов, однако этот духовный опыт, внося весомый вклад во всестороннее развитие героя, заслуживает тщательного анализа.
В качестве героя «Künstlerroman» Ганс становится хранителем «музыкального Грааля» — появившегося в «Бергхофе» граммофона. Иные пациенты, жаждущие разве что развлекательных «равнинных» песенок, предстают на фоне Касторпа филистерами (или «просто хорошими людьми» - по классификации Гофмана). Характерно, что ни один из менторов Ганса не обнаруживает восприимчивости к музыкальному искусству, что ослабляет степень их влияния на героя и подчеркивает все возрастающую автономность его внутреннего роста. Уединения в музыкальной комнате существенно гармонизируют душевный мир героя. Мелодии его любимых пластинок способствуют благотворному «остраняющему» эффекту ретроспективного самоанализа. Акцентированное преодоление «волшебства» шубертовской «Липы» намечает провидческое, опережающее свое время, осмысление роковой роли «наивной» рецепции романтизма в историческом развитии Германии первой половины XX в., которое позднее будет продолжено на страницах «Доктора Фаустуса».
Отдельное внимание стоит уделить анализу образа автора в эпизоде. Параллельно стремительному приобщению Касторпа к миру музыки объективным «эпическим» повествователем «завладевает» субъективный автор-романтик. Автобиографическая ценность изображаемого материала побуждает автора «Волшебной горы» обозначить собственную позицию, преобразовать себя в протагониста «Избытка благозвучий».