XLVIII Международная филологическая научная конференция

Когнитивная метафора как текстообразующее средство в устных научно-популярных текстах (на примере лекции Эрвина Тома «Die geheime Sprache der Bäume»)

Евгений Сергеевич Степанов
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

132
2019-03-21
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Когнитивная лингвистика, концептуальная метафора, лингвистика текста, научно-популярный стиль.

Тезисы

Научно-популярный стиль — это одна из разновидностей научного стиля. Его основной задачей является ознакомление реципиента-неспециалиста с научными знаниями в понятной и доступной для него форме. Тексты научно-популярного стиля обладают выраженной эмоциональностью, экспрессивностью и метафоричностью, что позволяет установить контакт с реципиентом и обеспечить понимание им излагаемых тем. Для определения научных понятий и объяснения сложных пропозиций автором научно-популярного текста используются различные описательные приемы и сравнительные средства языка, в частности, метафоры.
На современном этапе исследований когнитивной лингвистики выделяется новый подвид метафоры — когнитивная метафора, используемая не столько для создания стилистической формы текста, сколько как средство структуризации человеческого опыта и постижения сложных явлений и процессов.
Основным типом концептуальных метафор в научно-популярном тексте являются структурные — они позволяют переосмыслять один концепт на базе его сравнения и сопоставления с другим, например: Kommunikation der Bäume ist wie Internet (Der Waldboden ist ultravernetzt mit für uns unsichtbaren dünnen Pilzfäden), Wurzelnetz ist wie Nervensystem (Bäume können den Fäden entlang biochemische Impulse schicken), Mikroorganismen sind Arbeitnehmer (Mikroorganismen holen Spurenelemente aus der Erde, tragen sie zur nächsten Wurzelspitze und werden dafür fürstlich entlohnt) и т. д. Когнитивные метафоры в научно-популярном тексте можно также классифицировать на основе тематической области входного пространства источника (экономика, техника, медицина и т. д.).
Когнитивные метафоры могут становиться ведущим текстообразующим средством в научно-популярных текстах и выступать тем самым главным элементом их когерентности, образуя когнитивные взаимосвязи внутри текста. В результате создаются целые изотопические цепочки когнитивных метафор, объединяемые общей темой входного пространства цели (в данном случае — ботаника, а точнее дендрология) и подразделяющиеся на несколько ветвей в соответствии с тематикой входного пространства источника.