XLVIII Международная филологическая научная конференция

Возникновение гласной вставки при реализации согласного /r/ во французском академическом вокале

Ульяна Евгеньевна Кочеткова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

157
2019-03-19
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

Вокальная речь, французский консонантизм, эпентеза, протеза, эпитеза.

Тезисы

Цель настоящего исследования заключалась в рассмотрении частоты возникновения гласной вставки в различных контекстах, содержащих увулярный щелевой или дрожащий согласный во французской певческой речи. Для этого были проанализированы реализации французского /r/ в начальной и конечной позиции, а также в группах согласных. Необходимо отметить, что явления эпентезы, протезы и эпитезы широко исследованы на материале различных языков, однако в настоящий момент отсутствует детальное описание их реализации в сочетании с согласным /r/ во французском вокале. При этом произношение данного согласного как в оперном, так и в камерном жанрах представляет определенную сложность для вокалиста и вызывает множество дискуссий как среди исполнителей, так и среди теоретиков вокального искусства. Материалом данного исследования послужили записи французских оперных певцов (Натали Дессей — сопрано, Филипп Жарусски — контртенор), исполняющих романсы Габриэля Форе «Clair de lune», «Après un rêve», «Mandoline», «En Sourdine», «Automne», а также романс Эрнеста Шоссона «Colibri». Акустические характеристики согласного /r/ в различных позициях были проанализированы с помощью программы Praat. Результаты исследования показали, что в рассмотренном материале альвеолярный /r/ отсутствовал. При реализации увулярного согласного в пении данных исполнителей наблюдались явления эпентезы, протезы и эпитезы. При этом эпентетический гласный чаще всего возникал в группах согласных типа VrCV.