XLVIII Международная филологическая научная конференция

Тексты художественной литературы при обучении немецкому языку как иностранному

Инна Алексеевна Вороновская
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

416
2019-03-18
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

Обучение иностранному языку, литературный текст, культурный код, лингвокультурная компетенция, спорадический характер использования литературного текста, содержательные, языковые, методико-дидактические аргументы для включения литературного текста в программу обучения, возможные методические подходы, принципы отбора текстового материала, дидактизация литературного материала, использование принципов коммуникативной дидактики, типология упражнений, реализация дифференцированного подхода к обучению.

Тезисы

  • Задача преподавателя при обучении иностранному языку — способствовать формированию коммуникативной и лингвокультурной компетенции обучающихся.
  • Возможности использования наряду с традиционными и современными учебными материалами текстов художественной литературы.
  • Литературный текст обладает национально-культурной спецификой, является носителем и источником информации о мире, источником культурно-специфической и собственно языковой информации.
  • Комплексный подход к интерпретации художественного текста, при котором ведущую роль играет «культурный фактор».
  • Спорадический характер использования литературного текста, отсутствие единого подхода при оценке его методического потенциала.
  • Лингвистические, когнитивные, эстетические, мотивирующие, общеобразовательные и психологические аргументы для включения текстов художественной литературы в корпус обучающих материалов.
  • Подход немецких методистов к использованию текстов художественной литературы: точки зрения J. Koppensteiner, A. Wierlacher, O. Scheibler и др.
  • Принципы отбора текстового материала с учетом уровня языковой компетенции и интересов обучающихся.
  • Возможности дифференцированного подхода при использовании текстов худ. литературы.
  • Возможности дидактизации материала; примеры на основе нарративных и поэтических текстов (kurze Prosa, moderne deutsche Autoren).
  • Использование принципов коммуникативной дидактики и возможная типология упражнений.
  • Подготовительные упражнения, упражнения во время чтения текста, упражнения после чтения текста.
  • Оценка использования аутентичных художественных текстов на фоне различия методических подходов.