XLVIII Международная филологическая научная конференция

Языковая реализация символического мотива «огонь в доме» (на материале поэмы П. Антокольского «Сын»)

Ирина Викторовна Якушевич
Докладчик
профессор
Московский городской педагогический университет

195
2019-03-20
13:40 - 14:10

Ключевые слова, аннотация

Символ, означающее, означаемое, символический мотив, миф, дом.

Тезисы

В последние десятилетия лингвостилистика ощущает острую потребность исследовать языковую природу символа. Это позволит оперировать им как единой смысловой структурой, обусловленной мифом, и использовать символ в практике декодирования художественного текста.
Символ «дом» представлен как билатеральный мотивированный знак (Р. Барт), чье означающее выражено лексемой и называет некий чувственный образ, а означаемое есть закрепленная за этим образом в культуре народа система символических значений, подобных означаемому и воспроизводимых в сознании вне контекста. Означающее символа «дом» (лексема дом) состоит из фонемного ряда <дом> и двух понятий об эмпирическом образе: ‘здание’ и ‘жилье’. Означаемое обусловлено одним из устойчивых в славянской мифологии значений 'дом как тело и душа человека', Оно закреплено в фольклоре, диалектной лексике.
Как составляющая мифа, символ транслирует особе антропоцентрическое мышление, где дом подобен человеческому телу, отождествляемому с некоим пространством (В. М. Бехтерев, Ж. Дюран). И все, что происходит внутри дома, материализует «пространство» человеческого тела и души. Знаковая структура символа «дом», экстраполируется на семантическую структуру текста и порождает две художественные реальности — дома и человека. Такое многомирие символа обусловливает понимание символического мотива как одноактного действия, совершаемого  в реальности дома (в поэме «Сын» — «в доме горит/потух огонь»), и в реальности человека — героя поэмы («сын жив/погиб»). Основные признаки символического мотива — константность в культуре (закрепленность в фольклоре, словарях) и единство двух сосуществующих реальностей, даже если одна из них не вербализована.
Компонентами символического мотива «огонь в доме» является действие-предикат и зависимые от него аргументы-актанты (Е. М. Мелетинский). Это обобщенная модель двух подобных ситуаций: 1) огонь (агенс или пациенс), горит/не горит (предикат), дом (локатив); 2) человек (агенс или пациенс), жив/ мертв (предикат), тело/душа человека (локатив). В тексте материализуются разными лексемами в конструкциях параллелизма и метафоры. Так, в начале поэмы, детский и юношеский дом сына – вся Москва, залитая солнцем. Мотив выражен двумя текстовыми тематическими группами: 1) ‘свет’: все светлей, оправлена в золото (метафора), слишком много света, золотит, зайчиками прыгает, пурпуром ошпарил; 2) ‘Москва’: от Кремля до Земляного вала, Москва, камни и фонтан у Моссовета, по всем Садовым. Смерть сына выражена безличными предложениями в доме пусто, в окнах нет стекла.
Итак, символический мотив можно рассматривать как включенный в структуру художественного текста и по-разному варьируемый символ, вносящий мифологическое многомирие, организующее как особую систему образные средства поэмы.