XLVIII Международная филологическая научная конференция

Пути ментализации концепта «православие» в нецерковном тексте

Людмила Николаевна Донина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

25
2019-03-18
14:45 - 15:10

Ключевые слова, аннотация

Ментализация, Летописец Еллинский и Римский, концепт, образное понятие, православие.

Тезисы

Концепт «православие» глубоко и разносторонне изучен русской религиозной философией, а позже и др. науками. Эти исследования имеют дело с развитым национальным концептом, нас же интересует а) ранний этап его ментализации и б) специфика этого процесса в нецерковном дискурсе — в «Летописце Еллинском и Римском» (редакция и списки XV в.). Хронограф представляет собой авторитетный компилятивный текст, в котором широко отражена религиозная лексика: грецизмы, старославянизмы, абстрактные существительные среднего рода с суффиксом -(е)ние, устойчивые выражения. Слово православие представлено «неожиданно» скромно в этом тексте: употреблено 5 раз в ряду с существительными правовѣрие и правовѣрьствие. Встречается ближе к концу памятника, попадает в тест из нескольких (неосновных) источников. Все фрагменты связаны с отношением к иконам, во всех, кроме отрывка из русских летописей, упомянут император Феофил, имя которого метонимически сближается с иконоборством. Т. о., если говорить о существенных смысловых компонентах, которые вкладывались в этот символ, можно установить то, что православие почитает святые иконы (и само святое, это единственное определение). Смысл греческого слова передается в славянской книжности с помощью кальки, составленной из общеславянских отвлеченных корней-образов прав- (правый, правильный, праведный, правда) и слав- (слава, славить словом, в слове) с добавлением суффикса -ие. При соединении элементов каждый из корней приобретает духовную направленность, возникает лексема книжно-абстрактного характера, но в «Летописце» мы видим усвоение её в конкретном образном смысле. Интеллектуальные усилия направлены на выявление объема понятия. Содержательные признаки, возможно, накапливаются в рамках опережающего по скорости ментализации концепта вѣра. Сочетание православная вѣра образует образное понятие, замещающее православие. Кроме того, прил. православный способно занимать позицию неразработанного содержания понятия, в качестве объема которого выступают названия людей: православныя люди, православных архиерѣи, всѣмъ православным крестьяном. Объем понятия расширяется: христьянство и крестьянство, крестьяне (78 раз) и христиане (77 раз) заменяют друг друга в близких контекстах и по спискам. Формы православный и православен представлены также как субстантивированные (более 30 употреблений без сущ.). Важнейшие семантические процессы произойдут, видимо, после периода создания памятника, уже без старославянского и греческого влияния, что и определит своеобразие русского православия по сравнению с греч. ορθο-δοξία. В хронографе отражено предшествующее этому соотнесение символа православие с реальным миром живущих и действующих людей — православных: радость велика православным о иконѣ святыя Богородица (с. 511, из русской летописи).