XLVIII Международная филологическая научная конференция

Дискурсивные и визуальные механизмы конструирования гендера в электронных публикациях о портретной фотосъемке (на материале английского языка)

Наталья Олеговна Магнес
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

215-А
2019-03-26
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Гендер, гендерная лингвистика, языковое конструирование гендера, визуальное конструирование гендера, Интернет-дискурс, фотография.

Тезисы

В современных условиях «визуальной экспансии» (Гурьева М. М., 2009), активного развития социальных сетей и включения фотографии в повседневную электронную коммуникацию (Ушкин 2012), пристальный интерес массовой аудитории интернет-пользователей вызывают рекомендации по портретной и автопортретной фотосъемке. Данный вид инструктивного дискурса, широко представленный в электронной коммуникации, сегодня приобретает все возрастающее значение в том числе и как инструмент закрепления и воспроизводства гендерных установок и моделей поведения.
Несмотря на отдельные тенденции к нейтрализации гендерных различий, наблюдаемые в современном обществе, рекомендации по портретной съемке транслируют гендерные представления, характеризующиеся значительной степенью гендерной асимметрии. Данное явление особенно удобно продемонстрировать на материале анализа таких устойчивых тематических зон исследуемого дискурса, как отношение женщин и мужчин-моделей к процессу и результатам портретной съемки; психологические и технические проблемы, возникающие при работе с моделями разного пола; выбор позы, антуража и реквизита в зависимости от пола модели; прогнозируемая реакция реципиентов фотопортрета, а также возможные области применения портретных фотографий в условиях интернет-коммуникации. В докладе будет представлен обзор основных лексико-грамматических, семантико-прагматических и визуальных средств конструирования фемининной и маскулинной идентичности, которые задействованы в инструктивном дискурсе, ориентированном на фотографов-любителей и профессионалов.
В исследовании использовались материалы электронных СМИ (электронные журналы и блоги), опубликованные в англоязычном сегменте сети Интернет с 2010 по 2018 г.

Литература
1. Ушкин Сергей Геннадьевич. Визуальные образы пользователей социальной сети «ВКОНТАКТЕ» // Мониторинг общественного мнения. №5 (111). 2012. 
2. Гурьева М. М. Повседневная фотография как объект научного исследования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2009. Т. 2. № 3.