XLVIII Международная филологическая научная конференция

О процессах формирования значения словесного образа в художественной речи

Наталья Владимировна Халикова
Докладчик
профессор
Московский государственный областной университет

195
2019-03-19
15:35 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Образность, словесный образ, семантика поэтического слова.

Тезисы

Образные единицы неоднородны. Парадигматика художественного текста оперирует разными «содержательными формами слова» (по В. В. Колесову): и словесными образами, формой выражения которых являются назывные конструкции (дорога, каменный дом, старый город), и художественными образами, формой выражения которых можно назвать устойчивые «коммуникативные фрагменты» (термин Б. М. Гаспарова) художественной коммуникации (образ дороги / комнаты / города). Символы и художественные концепты относятся к единицам с иным сигнификатом. Интересно, что художественный тип мышления неравномерно формирует семантику однотипных единиц традиционных для языка художественной литературы ЛСП: зоонимов, фитонимов, космонимов, хрононимов, орнитонимов и т. д. Среди них выделяются образы с идентифицирующими значениями (понятия), например, в поэзии гриб, сазан; образы традиционные, но нераспространенные (ромашка, карась, снегирь); образы-символы (жизнь — охота, свет/тьма, дорога; дом — корабль, ворон — мудрость) и художественные концепты (дом — ′бездомье′, жизнь — ′пространство′). Словесный образ как традиционная единица языка художественной литературы (как инвариант) — всегда определенная речевая форма, воспроизводимость которой обусловлена его устойчивой семантикой, складывающейся в нескольких последовательных процессах. Сформированный словесный образ стремится стать аналогом полисеманта в естественном языке, имеет прямые и мотивированные непрямые значения. На первом этапе формирования понятия происходит отбор и перекомпоновка сем словарного значения для формирования семантической структуры единицы ЯХЛ или идиолекта (к примеру, ромашка как поэтоним не включает сему ′целебные свойства′). На втором этапе перцептивной обработки создается «имя образа»: картинки, включаются семы цвета, запаха, осязания, формы и др. На третьем этапе формирования образного значения поэтонима участвует когнитивная метафора, или образная парадигма, позволяющая создать образ-допущение, образ-гипотезу (Г. Шпет, Р. Барт, А. Бергсон). На этой стадии возникает поэтическая фразеология, «поэтическое сращение» — море сирени, цветочные разливы, а образ становится полисемантом. В определенный исторический период может произойти концептуализация образного значения, формирование дополнительных абстрактных, символических вариантов, и словесный образ становится облигаторным компонентом какого-либо из классов художественных образов: ментального, пейзажа, портрета, интерьера.