XLVIII Международная филологическая научная конференция

Поучительный дискурс сказок Марселины Деборд-Вальмор

Екатерина Михайловна Белавина
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

241
2019-03-23
15:40 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Французская литература, авторская сказка, Марселина Деборд-Вальмор, автобиографические сказки.

Тезисы

Наследие Марселины Деборд-Вальмор, французской поэтессы эпохи романтизма, не исчерпывается восьмью книгами стихов, оно включает в себя также четыре романа, романсы, новеллы, рисунки и
сказки. Сказки, которые Марселина сочиняла для своих детей, представляют собой интересный этап развития поучительной авторской сказки.
Рассказанные многократно, эти истории были записаны, изданы и переизданы позднее, чтобы поправить финансовое положение семьи Деборд-Вальмор, на долю которой выпало немало испытаний. Первая из сказок была опубликована в 1828 г. (Иполлиту на тот момент, десять лет, Ондине девять, Инес пять). Их имена встречаются в сказках, переплетаются с рассказами-воспоминаниями детства самой Марселины, имя которой также появляется в текстах.
Писательница создает сказки-причти, рассказы-воспоминания, которые резко противопоставлены  волшебным сказкам (contes de fée), в них нет ни магии, ни колдовства, в котором единственным чудом являются метаморфозы души ребенка и взрослого. Способность простить, любить, меняться. Образ куклы многократно присутствует на страницах ее произведений. Куклы фигурируют в интригующих
названиях с подчеркнуто провокативным характером, например, «Кукла-монстр», «Физиология кукол». Отношения с куклой работают как проекция отношения матери с ребенком. Отношение к кукле становится характеристикой ребенка. Образ куклы помогает выявить модели поведения, которые автор считает необходимыми в жизни. Животные в сказках Деборд-Вальмор — волшебные только в меру отношений с человеком, они способны откликаться на доброту, быть благодарными, но они лишены магических способней.
Автор вплетает в свою речь скрытые цитаты из Расина или Крылова. Некоторые сказки-притчи автобиографичны. Наравне с изображением своих детей и историй, происходящих с ними, автор рассказывает и о собственном детстве. У Марселины единственные чудеса (она в этом спорит с Бальзаком, с которым их связывали дружеские отношения) — это изменения, которые происходят в отношениях между людьми.