XLVIII Международная филологическая научная конференция

Диалоговые технологии в драматургии А. Волошиной

Ольга Васильевна Cуханова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2019-03-26
14:50 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

Коммуникация, художественная культура, социокультурные трансформации, диалоговое пространство драматического произведения, форматы диалога, типы диалога в пьесах.

Тезисы

Современные коммуникационные явления и процессы полиструктурны, полимодальны, требуют изучения в контексте сложившейся социокультурной ситуации. В России активны процессы отрицания, переоценки ценностей, идет активный поиск способов сохранения и трансляции культурного опыта. Художественная культура, имеющая четкие ценностные характеристики, является индикатором социокультурных изменений. Восприятие феноменов культуры отражается в сознании человека. Тем самым формируется культурное пространство. Фундамент всякой культуры — система ценностей. Повышенный интерес к проблематике коммуникации, общения объясняется необходимостью понять процессы, посредством которых человек выражает свои мысли, вступает во взаимодействие с другими, в том числе вступает в диалог, выбирает стратегию и тактику ведения диалога. Диалог обнаруживает систему ценностей участников коммуникации: Автор художественного произведения — читатель/зритель. Диалог в драматургическом тексте соединяет две сферы: внутренний мир героя и внутренний мир читателя/зрителя — две системы ценностей. Диалог позволяет автору задать вектор восприятия всего драматургического текста: мы следуем за автором через высказанное к невысказанному и невысказываемому. Р. Макки заметил: «…куски диалогов запоминаются наизусть  потому, что, твердя их снова и снова, мы не только всякий раз оживляем картины, написанные словами, но и слышим отзвуки собственных мыслей в том, что думают герои…». Для системного представления предпочтений А. Волошиной в выборе формата диалога в пьесах «Человек из рыбы», «Високосный год», «Единственная», «Гибнет хор», «Обрыв: черновики жзни», «Антигона: редукция» назовем возможные форматы: 1) разговор с другим человеком (другими людьми);  2) разговор с самим  собой; 3) разговор со зрителем. Эти формы диалога реализуют  в пьесах А. Волошиной следующие типы действия: драматизированный диалог; нарратизированный диалог. Особое внимание А. Волошина уделяет выбору аудильных инструментов, обнаруживая явное их преимущество перед визуальными.

Литература
Макки Р. Диалог: Искусство слова для писателей, сценаристов и драматургов. М., 2018.