XLVIII Международная филологическая научная конференция

Особенности обучения грамматической стороне говорения на английском языке студентов-иностранцев

Анна Васильевна Гетманская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

406
2019-03-25
11:40 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

Грамматический навык, формирование рецептивного и продуктивного грамматического навыка и умения.

Тезисы

Роль и место грамматики в обучении иностранному языку (на примере английского для студентов-иностранцев). Формирование грамматического навыка не может быть естественным, оно требует целенаправленной работы преподавателя и студентов. С методической точки зрения, наиболее продуктивным считается поэтапная работа формирования грамматического навыка говорения, включающая 1) подготовительный, 2) элементарный, 3) совмещающий, 4) систематизирующий, 5) творческий. Сформированность грамматического навыка предполагает правильное оформление реплик и предложений, с точки зрения грамматики, что является непременным условием развития коммуникативной компетенции. Необходимость отбора грамматического материала для обучения студентов-иностранцев корректируется усвоенным лексическим минимумом, т. е. следует избегать обилия незнакомой лексики при отборе и разработке обучающих упражнений. Студенты-китайцы должны овладеть определенными продуктивными и рецептивными грамматическими навыками. Грамматический навык формируется в процессе выполнения определенных действий обучаемыми, т. е. при выполнении ряда упражнений, которые приводят к автоматизированному употреблению того или иного грамматического явления. Роль упражнений нельзя недооценивать. Следует отметить, что не существует единой классификации упражнений для формирования грамматических навыков, поэтому мы будем придерживаться рекомендаций Н. Д. Гальсковой и Н. И. Гез, которые считаются эффективными. В свою типологию вышеназванные ученые включают: 1) упражнения в узнавании и дифференциации грамматического явления, 2) упражнения в субституции, 3) упражнения в трансформации, 4) вопросно-ответные упражнения, 5) репродуктивные упражнения, 6) переводные упражнения. Кроме продуктивного грамматического навыка, следует развивать рецептивный грамматический навык у студентов-китайцев на занятиях по английскому языку.  В понятие грамматического навыка включаются знания о грамматических явлениях. На основе грамматического навыка формируется грамматическое умение, которое характеризуется более творческим использованием типичных конструкций в иноязычной речи студентов-иностранцев. Главная задача преподавателя иностранного языка заложить основу грамотной иноязычной монологической речи. Как известно, умение строить грамматически правильные монологические высказывания способствует развитию коммуникативной компетенции, что, в свою очередь, поможет им принимать участие в учебных дискуссиях, диалогическом и полилогическом общении, а в дальнейшем, приведет к успешному осуществлению межкультурного общения.