XLVIII Международная филологическая научная конференция

Особенности циклизации в «Домашних разговорах» В. Ф. Одоевского

Анна Яковлевич Радунович
Докладчик
доцент
Универзитет у Београду

188
2019-03-19
17:00 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

Цикл, циклизация, дом, круг, Одоевский.



Тезисы

Трехтомные «Сочинения кн. В. Ф. Одоевского» (1844) являются единственным авторским собранием произведений писателя и наиболее цельным воплощением его фрагментарного художественного мира, но они не построены по хронологическом принципу. Исследователи отмечают что, Одоевский в итоговом сборнике объединил опыты, способные репрезентировать определенный контекст его творчества [Турьян 1991, с. 327–328, 368–369; Киселев 2008, с. 45‒62]. Е. А. Шрага открыла важный этап в изучении ансамбля исследуя проблему так называемых «несобранных» циклов. По ее верному заключению о «Домашних разговорах» Одоевского, следует говорить как о циклe, возникающем в составе собрания сочинений [Шрага 2013, с. 109‒116]. В цикле важнее всего установить степень и форму самой связанности между произведениями. Интегрируюшим фактором «Домашних разговоров» является установка на разбор мотивов и обстоятельств обусловивших судьбу героев, личность которых изменяется под влиянием быта. Домашний разговор происходит в основном в доме, в кругу семьи. Дом — это место формирования личности, отправная точка в поиске собственной идентичности, а домашний круг — женский хронотоп. Одоевский в центр цикла, в предисловии к повести «Княжна Мими» (находящийся в средней части повести) поместил круглый семейный стол, связанный с интимной повседневной жизнью его героев, и круги о которых он пишет, это круг семьи, салоны и круг великосветского общества 30-х гг. XIX в. В одном из замечаний к «Русским ночам» он пишет, что в мистических теориях круг является символом вещественного мира, а квадрат, треугольник — духовного [Одоевский 1975, с. 100]. Человек, движущийся  по кругу, может потеряться, и это происходит из-за с утраты вертикальной ориентации, когда человек теряет себя и погружается в материальное, где нет места для возвышенного, для поэзии, философии и идеалов, так же как нет места и для искренних эмоций. Отсюда вытекает основная тема цикла о возможности преодоления круга.