XLVIII Международная филологическая научная конференция

Категория пространства в романе Д. Годровой «Točité věty»

Светлана Анатольевна Кожина
Докладчик
младший научный сотрудник
Институт славяноведения РАН

211
2019-03-26
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Чешская литература, память, пространство, Д. Годрова.

Тезисы

Роман «Točité věty» («Спиральные предложения») (2015) является на данный момент последним опубликованным произведением чешской писательницы Д. Годровой. «Točité věty», вероятно, наиболее автобиографичный роман автора. Однако характеристика романа как автобиографии значительно сужает его действительную проблематику. Весь творческий путь Д. Годровой можно рассматривать как единый текст, вектор которого направлен на поиски внутреннего «Я» на фоне современного деформирующего и стандартизирующего личность мира. Своего рода инструментом таких поисков служат воспоминания. Сюжет разветвляется на бесчисленное множество отдельных, эксплицитно не связанных друг с другом сюжетов. Динамика повествования в романе основана на наличии в тексте нескольких «эпических центров», связующих элементов, которые проходят сквозь всю нарративную структуру. В рамках романа данные центры представлены в виде конкретных локусов, реальное (географическое) расположение которых является лишь вершиной целого узла смыслов (концептов), уходящих корнями в философию, литературные, культурные традиции и т. д. Локусы в романе «Točité věty» несут в себе как пласт «субъективной» (реализуемой посредством воспоминаний определённого персонажа, характеризующей его), так и «объективной» (в случае так называемых «культурных кодов», имеющих пространственную привязку; при их характеристике мы будем применять обозначение «мифологема пространства») проблематики. Субъективирующими выступают, например, квартира Даниэлы на площади Иржи из Подебрад, Виноградская и Велеславинская больницы и т. д. Яркими культурными кодами выступают Ольшанское кладбище, район Жижков. Отдельного внимания заслуживают философские и культурные концепты леса и лабиринта, проходящие сквозь все повествование и становящиеся его композиционной частью. Целью нашего доклада является характеристика представленных в романе субъективных локусов и пространственных мифологем, а также, в частности — их взаимосвязи и взаимные трансформации для создания имагинативного пространства памяти.