XLVIII Международная филологическая научная конференция

Достоевский между Востоком и Западом: взгляд из Франции

Лиана Александровна Димитриева
Докладчик
Université Paris-Sorbonne

241
2019-03-23
11:00 - 11:20

Ключевые слова, аннотация

Достоевский, рецепция, компаративистика.

Тезисы

Данный доклад посвящен одному неисследованному сюжету из истории рецепции Достоевского в XX в. За основу взята книга французского слависта Мишеля Кадо «Достоевский из века в век, или Россия между Востоком и Западом» («Dostoïevski d’un siècle à l’autre ou la Russie entre Orient et Occident»). Мишель Кадо (Michel Cadot) — заслуженный профессор Сорбонны, бывший президентом Международного общества Достоевского. В своей книге Кадо рассматривает ряд аспектов творчества русского писателя в перекрестной перспективе «западнической» и «почвеннической» проблематики. Кадо исследует  поэтику Достоевского в литературном контексте XIX и XX вв. Рецепция творчества Ф. М. Достоевского в иноязычных национальных культурах — одна из наиболее перспективных тем современного достоевсковедения. Особый интерес вызывает в этом смысле восприятие творчества Достоевского во Франции. Пик интереса к творчеству русского классика во французской культуре приходится на период интеллектуальной революции второй половины XX в. Несмотря на сложившуюся в России научную традицию анализа рецепции Достоевского во французской культуре, исследования, относящиеся к этому плодотворному периоду, остаются малоизвестными и непереведенными на русский язык. Книга Кадо подводит итог двадцатипятилетней истории изучения Достоевского во Франции. Глубинная связь творчества Достоевского с французской литературой, проистекающая из его читательского опыта, парадоксальным образом предстает в книге французского исследователя в свете идей почвенничества позднего периода писателя. Начиная с исследования поэтики, исследователь приходит к анализу рецепции Достоевского в литературе XX в. Кадо доказывает, что роман Достоевского знаменует собой конец европейского романа в том виде, каким он был со времен «Дон-Кихота» Сервантеса, то есть опирающимся на согласие мира и героя, отныне невозможное. Вместе с тем, особое экзистенциальное состояние, характерное для героев всего творчества Достоевского от «Двойника» до «Братьев Карамазовых» находит отклик в мировой литературе и продолжает жить в XX в. как определенная «литературная ситуация». Предметом анализа в данном докладе будет в том числе то, каким образом Мишель Кадо вписывает Достоевского в интеллектуальную историю XX в. Концепция творчества Достоевского в изложении Мишеля Кадо показательна как пример рецепции русского писателя во французском литературоведении последней четверти XX в.
*Работа выполнена в рамках проекта «Междисциплинарная рецепция творчества Ф. М. Достоевского во Франции 1968–2018 гг.: филология, философия, психоанализ», поддержанного грантом РФФИ. № 18-012-90011.