XLVIII Международная филологическая научная конференция

Формирование базовых навыков культуры речи на начальном этапе обучения в РКИ

Вера Николаевна Левина
Докладчик
доцент
Российский университет дружбы народов

Кинозал
2019-03-20
17:20 - 17:35

Ключевые слова, аннотация

Языковая норма, РКИ, иностранные слушатели, социолингвистика, антропологическая лингводидактика.

Тезисы

Русская языковая норма претерпевает изменения в условиях динамично развивающегося социума. Этот процесс ставит много вопросов перед обучением культуре речи иностранных слушателей нефилологических специальностей на довузовском этапе, особенно на начальном этапе обучения. Традиционные методы обучения русской речевой культуре, безусловно, являются прочным фундаментом преподавания РКИ. Однако сложно не учитывать в учебном процессе глобальные изменения категории обучающихся, наличие у них клипового типа мышления, активное использование ими различных гаджетов, превалирование письменной речи на устной и др. Эти задачи могут иметь решение в рамках реализации гуманистических принципов образования — антропологической лингводидактики. В результате наблюдения над экспериментальной группой студентов-магистрантов, обучающихся на факультете русского языка и общеобразовательных дисциплин Российского университета дружбы народов было выявлено, что усвоение навыков нормированной русской речи зависит от различных факторов: от когнитивных способностей обучающегося, его знаний языковой нормы родного языка, успешности языкового образования в родной стране, специфики родного языка. В частности, наблюдения в ходе учебного процесса в аудитории показали, что студенты быстрее усваивают стилистически сниженную лексику или разговорную лексику (домашняя работа — домашка, университет — универ и т. п.), чем литературную речь. Безусловно, важным является отбор дидактического материала, который способствует развитию навыков правильной речи на начальном этапе обучения: диалоги, тексты повествовательного и описательного типа. Особое внимание в ходе обучения русскому языку как иностранному начальном этапе обращается на этикетные формулы общения, которые позволяют формировать адекватное ситуации коммуникативное поведение иностранного слушателя в русской языковой среде.