XLVIII Международная филологическая научная конференция

Автобиографическое наполнение хронотопов в творчестве Ф. Мориака

Маргарита Анатольевна Стрепетова
Докладчик
доцент
Военно-космическая Академия им. А.Ф.Можайского

241
2019-03-22
11:00 - 11:20

Ключевые слова, аннотация

Хронотоп провинциального поместья, хронотоп героев, Бордо, «регионализм» (географическая конкретность), автопсихологизмы, пассеизм, впечатления детства и юности.

Тезисы

Избрав, как известно, семейную тему центральной темой своего творчества и основываясь на материале, который давала ему провинциальная жизнь Бордо и его окрестностей, Мориак представлял события своих романов в реальных домах и поместьях, принадлежавших членам его семьи. Именно в хронотопе дома завязываются и развязываются сюжетные узлы, сплетаются хронотопы разных героев. Привязанность к Бордо питалась собственническим инстинктом и своеобразным почвенничеством, укрепившимся в сознании под влиянием идей Мориса Барреса и основанное на благоговейном отношении к земле, в которой покоится прах предков. Чувствуя себя неотъемлемой частью Бордо, а Бордо — частью своей внутренней жизни, Мориак переносил на родной край самооценку: он любил и ненавидел Бордо как себя самого.
С подобной непоследовательностью Мориака было связано то, что ему была близка не только почвенническая доктрина Мориса Барреса, но и противоположная ей концепция Андре Жида. В статье о романе Барреса «Беспочвенные» Жид утверждал, что «укоренить индивида в земле, где покоятся предки, означает задушить его личность». Мориак и в своей реальной жизни и в своих размышлениях постоянно колебался между этими крайними позициями.
В романах писателя мы встречаемся с вымышленными героями, переживающими вымышленные (или отчасти вымышленные) драмы,но ощущение, возникающее у всех главных персонажей, показанных изнутри, ощущение себя неразрывно связанным со своей родиной, с домом, в котором родился, прототипом имеет собственная, богатая оттенками чувства автора.
В сознании автора представление о месте действия порой даже предшествовало возникновению отчетливого представления о физическом и моральном облике персонажа, более того, нередко определяло процесс формирования литературного образа и тональности всего произведения. У других писателей-современников Мориака (Жюльена Грина, Жоржа Сименона) создание драмы в реальном доме, драмы, пропущенной сквозь субъективную реальность воспоминаний осуществляется лишь в отдельный момент творчества. У Мориака схема протекания творческого процесса реальный дом -> персонаж -> событие носит всеохватывающий характер, являясь устойчивой характеристикой его индивидуальной манеры отражения автобиографического пространства-времени.
В области художественного творчества Мориак был последовательным пассеистом: он обильно включал собственные воспоминания в тексты романов и выбирал период собственной юности в качестве предпочтительного времени действия. Что касается животрепещущих общественно-политических проблем, то их он отражал исключительно в публицистике.