XLVIII Международная филологическая научная конференция

И. К. Айвазовский в художественной рефлексии сатирической журналистики 1920-х гг.

Людмила Владимировна Лукьянова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М.Кирова

195
2019-03-20
10:40 - 11:10

Ключевые слова, аннотация

Сатирические журналы, прецедентное имя, художественная рефлексия, эстетическая программа, Зощенко, Айвазовский.

Тезисы

Сатирические журналы «Бегемот», «Пушка», «Смехач» — уникальные свидетельства социально-политической и культурной жизни прошлого. Авторы этих изданий ищут новый художественный язык и новые формы диалога с читателем, отражают и формируют эстетический вкус современников. Однако этот аспект деятельности сатирических журналов все еще остается в тени предвзятых и поверхностных оценок. В докладе рассматриваются произведения 1926–1927 гг., содержащие имплицитную негативную оценку феномена Айвазовского. Большая часть исследуемого материала — впервые вводимые в научный оборот анонимные и авторские произведения, в т. ч. креолизованные тексты, созданные М. Зощенко в соавторстве с Радловым, Юнгером, Антоновским. Основное внимание в анализе сосредоточено на изобразительно-выразительных средствах, отражающих авторскую модальность. Рассматриваемые тексты («Смех сквозь слезы», «Девятый вал», «Быстры, как волны, все дни нашей жизни» и др.) характеризуются высокой плотностью, семантической насыщенностью (Вы помните эту жуткую картину Айвазовского — «Девятый вал»? Зарвавшаяся стихия бушует… Громадные волны трехэтажно вздымаются к небесам. Шум, хаос, беспорядок среди океана…). Художественная выразительность и глубина заложенных смыслов достигается соединением (наложением) различных тропов и риторических фигур, дополненных визуальными средствами. Маринист Айвазовский в художественной рефлексии «Бегемота», «Пушки» и «Смехача» выступает и как маркер культуры нэпа, обывательского вкуса, и как знак отторгаемой традиции на пути формирования новой эстетики. Представленный материал позволяет дополнить картину творческой эволюции Зощенко и расширить представления об эстетической программе его ближнего литературно-художественного окружения 1920-х гг.