XLVIII Международная филологическая научная конференция

Хорватская драма в современном воплощении на фестивале «Дубровницкие летние игры»

Марина Николаевна Дробышева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

211
2019-03-26
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

Гуманизм, драма, «Дубровницкие летние игры», неореализм, реализм, режиссер, фестиваль.

Тезисы

Первые послевоенные годы в югославских литературах наблюдались изменения в художественных и тематических приоритетах. Хорватский писатель Мирослав Крлежа в докладе «О свободе культуры» (1952) подверг острой критике социалистический реализм. Для европейского интеллектуального театра был характерен дух трагического гуманизма. Этими же настроениями была пронизана европейская литература. В 1950–1960-е гг. в Югославии возникло мощное театральное движение: проводятся фестивали «Стерино Позорье» (г. Нови Сад), «Битеф» (г. Белград) и «Дубровницкие летние игры» (г. Дубровник). В XXI в. литература продолжает искать новые пути освещения актуальных проблем — свободы и невзгод, положения человека в современном государстве, — пытаясь выявить всеобщность человеческого бытия. Эти настроения получили широкое распространение в умах творческой интеллигенции (прежде всего режиссеров и драматургов), в результате чего появились новые, неореалистические подходы и художественные решения в интерпретации хорватской литературы прошлого и настоящего. Это отчетливо проявилось в спектаклях фестиваля «Дубровницкие летние игры» при постановке комедий М. Држича «Дундо Марое» (трактовка К. Долентича) (2014), «Скупой» (2017) (реж. И. Кунчевич), а также в спектакле «Марин Држич: победа над врагами» (2017), созданном на основе текстов пьес драматурга Х. Иванковича (реж. И. Бобан) и в постановке режиссеров А. Флегера, М. Пейнович, Х. Корбара «Противостояние на пиру Држича и Налешковича» (2017). Особое внимание на фестивале уделялось хорватской драме рубежа XIX–XX вв. Так, в пьесе И. Войновича «Дубровницкая трилогия» (2015) воссоздается история Дубровника за 100-летний период, а в «Буре равноденствия. Эквиноццио» автор обращается к психолого-бытовой драме (2013, реж. Й. Иованович). В последние годы на фестивале ставятся пьесы М. Крлежи «Господа Глембаи» (2017, реж. З. Свибен) и «Микеланджело» (2017, реж. С. Хорват). Творчество известного писателя Р. Маринковича представлено спектаклем по мотивам его повести «Под балконами» (2018, реж. Д. Харячек). Все эти спектакли объединены одной темой — преодоления героями бездуховного существования, торжества серости и ничтожества. Помимо хорватских пьес, на фестивале также ставятся произведения У. Шекспира, античных авторов и современной мировой драматургии рубежа XX–XXI в. «Дубровницкие летние игры» стали одним из важнейших событий культурной жизни современной Европы.