XLVIII Международная филологическая научная конференция

Лингвокультурологический аспект исследования языковой личности персонажа художественного произведения

Евгения Олеговна Грунина
Докладчик
аспирант
РУДН

201
2019-03-21
18:20 - 18:35

Ключевые слова, аннотация

Лингвокультурология, русский язык, языковая личность, персонаж художественного произведения.

Тезисы

Одной из важнейших составляющих в системе дисциплин антропоцентрического направления в современной лингвистике является лингвокультурология. Это наука, возникшая на стыке лингвистики и культурологии, исследующая проявления культуры народа, отразившейся и закрепившейся в языке (В. А. Маслова). Ее базовым элементом становится понятие о языковой личности «как совокупности способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений» (Караулов 1989:3). Именно языковая личность представителя любой культуры существует в культурном пространстве, отражающемся в языке, в стереотипах поведения, в нормах, в предметах материальной культуры и т. д. (Маслова 2001: 119). Вполне правомерным для изучения и исследования считается выделение языковой личности персонажа художественного произведения. Персонаж, «как некоторый образ, как некое представление о человеке, воплощенное в тексте, становится элементом национальной персоносферы, <…> являющейся неотъемлемой частью национальной культуры и национального сознания» (Чурилина 2006: 3). Он является такой же обоснованно доказанной языковой личностью, как и реально существующее лицо (См. Ю. Н. Караулова), а также становится прямым «транслятором» лингвокультурологических знаний. Изучение языковой личности персонажа художественного произведения обладает особой значимостью не только в рамках проявления научного интереса к особенностям ее функционирования, но и для познания и сохранения культуры нации, а также представляет большой интерес, вследствие того, что способствует получению обширной лингвокультурной информации о языке и стране изучаемого языка, что дает возможность использовать ее при обучении иностранцев, изучающих русский язык при работе с художественными текстами и вне языковой среды.