XLVIII Международная филологическая научная конференция

Реализация принципа междисциплинарности при преподавании иностранного языка в современном ВУЗе

Людмила Игоревна Шрамко
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Валерий Германович Тимофеев
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

416
2019-03-18
17:00 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

Междисциплинарность, фонд оценочных средств, интерактивные методы, компетенции, иностранный язык.

Тезисы

Владение иностранным языком является одной из базовых компетенций, которой должен обладать человек. В настоящее время процесс обучения должен соответствовать глобальным тенденциям и вести к формированию нового набора навыков, необходимых современному человеку. Как отмечал П. Гриффин, «Двадцать первый век требует для выживания абсолютно новый набор компетенций и навыков: умение критически мыслить, способность к взаимодействию и коммуникации, творческий подход к делу». Современные программы по иностранному языку базируются на принципе междисциплинарности, в определение которого включены такие понятия, как интеграция, взаимодействие, выявление связей, выстраивание приоритетов. Междисциплинарность позволяет студентам научиться работать в команде, находить общий язык с коллегами — представителями разных наук и школ, проявлять научную гибкость. Данный подход к построению учебного курса предполагает использование таких педагогических принципов, как командность, сотрудничество, интерактивность. Применительно к преподаванию иностранного языка, это может реализовываться в виде работы нескольких преподавателей с одной группой учащихся (в том числе, проведения занятия в аудитории одновременно командой из двух / нескольких преподавателей), приоритета групповой формы организации работы на занятии (с вариативностью состава групп и распределения ролей), использования интерактивных методов работы, позволяющих формировать у обучающихся навыки критического мышления, синтеза и интеграции полученной информации, что позволяет интегрировать курс иностранного языка в междисциплинарную образовательную парадигму. Необходимо построить четко указанную в программе курса и взаимосвязанную систему целей и задач обучения, технологий развития целевых навыков и способов проверки их освоенности (ФОС). В докладе будут представлены подходы к построению программы курса иностранного языка и образцы интерактивных методик, позволяющие реализовывать принцип междисциплинарности.