XLVIII Международная филологическая научная конференция

Выражение оценки в период идеации

Марина Васильевна Пименова
Докладчик
профессор
Владимирский государственный университет

25
2019-03-18
16:00 - 16:25

Ключевые слова, аннотация

Оценка, концептуальные формы ментальности, идеация, диахрония.

Тезисы

В средние века (XIV/XV–XVII/XVIII вв.) древнерусская концептуальная форма ментальности — ментализация — сменяется, как отмечает В. В. Колесов, идеацией. В данный период происходит разработка содержания понятия слова вследствие метафорических переносов, переходом к которому явились метафорические сравнения в стиле «плетения словес» ритора конца XIV — начала XV в. Епифания Премудрого. В текстах Епифания Премудрого прежние устойчивые оценочные единицы (синкретемы) расчленяются на словоформы и «рассыпаются» по тексту, например, в «Житии Стефана Пермского».
В период идеации образуются многочисленные производные слова от этимона (слова-синкреты), за которыми с XVI–XVII вв. закрепляется тот или иной  компонент первоначально синкретичного значения (форма расширяется/множится, а содержание сужается/конкретизируется), то есть происходит расчленение древнего семантического синкретизма на эпидигматическом уровне, например: безкрасие, благоглаголание, благокрасныи, благолhпие, благооухати, бhлообразныи, гърдитыи, доблесть, добротьныи, безлhпо(т)ство, добровольствие, добродавьць, доброличьныи, добродhтель, доброумие, доброчьстнh, доброутробие, злозрачныи, краснолицыи, красогласование, краснорhчие, красивъ, красьба, мъногосвhтьлыи, некрасныи, некрасота, нелhпыи, неподобство, оукрашение, освhтляти, освhщати, оцhстити, оухыщренъ, подобьныи, прhсвhтлыи, просвhщати, прhкрасныи, преоукрашение, прhукрашено, прhухорошена, украшати, преоукрашати, красоватися, красуется, свhтозрачныи, свhтло, свhтлорhчивыи, свhтлость, свhтлоукрашение, свhтлошумныи, усвhтити, худорhчивъ и т. д. В XV–XVII вв. древний эквиполентный принцип сменяется градуальным (иерархическим) принципом оценки объектов по степеням признаков. Так, например, прежние двучленные парные именования преобразуются в трехчленные — триады, в которых третий компонент указывает на удвоение смысла одного из компонентов или же на высшую степень проявления свойства/качества: радость и веселье и ликъствование, по образу и подобию и по существу, плачь и рыдание и вопль, дивно и чюдно и несказанно, ни словом, ни делом, ни помыслом, солнце и луна и звhзды, душею и тhлом и духом и др., что приводит к еще одной трансформации первоначального синкретичного значения, включающего оценку.