XLVIII Международная филологическая научная конференция

Ф. М. Достоевский и проблема Зла (концепция Павла Евдокимова)

Сергей Леонидович Фокин
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный экономический университет

241
2019-03-23
11:40 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

Творчество Ф. М. Достоевского, православная традиция во французской культуре, П. Н. Евдокимов.

Тезисы

Доклад посвящен тому прочтению творчества Ф. М. Достоевского, которое было предложено русским богословом П. Н. Евдокимовым (1900–1970) в диссертации, защищенной в Университете Экс-ан-Прованс (Франция) в 1942 г. и только в 2014 г. увидевшей свет во Франции в комментированном издании (Paul Evdokimov. Dostoievski et le problème du mal. Eds de Courlevour, 2014).
Один из самых сильных пунктов концепции Евдокимова заключается в постановке проблемы позитивности зла. Зло является движущей силой истории, однако отнюдь не человек создает зло, виновность человека определяется исключительно тем, что он допускает зло внутрь себя. 
Однако и Бог не является создателем зла, последнее не относится к божественной природе. Зло возникает из слишком человеческих устремлений разрешить исторические противоречия этого мира, вместо того, чтобы прибегнуть к такому способу снять противоречие, как принять Бога.
Русская литература всегда всегда тяготела к тому, чтобы изменить жизнь, мир, общество. Это тяготение, которыми не остались чуждыми величайшие русские писатели, достигла апогея в различных вариантах нигилизма, крайней формой которого стал, с одной стороны, большевизм, с другой — либерализм.
Вместе с тем, радикализм русского нигилизма всегда определялся религиозной структурой, ориентирующей человеческое поведение к обретению царства божьего не по ту сторону этой жизни, а здесь и сейчас. Роман «Бесы» обнаружил утопизм русского интегрального социализма (коммунизма). 
Большевизм по-своему ставит проблему конца истории: все исторические решения человеческой судьбы утопичны. Спасение человека не в истории, а в активном противостоянии любых форм зла, которые познаются как таковые.
Концепция Евдокимова отличается сознательным, ярко выраженным эсхатологическим началом, в котором отражается само историческое время: поражение и оккупация Франции немецкими войсками не могли не подталкивать богослова к сравнению судеб России, сгубившей себя большевизмом, и Франции, не выдержавшей торжества либеральной идеи.
Работа выполнена в рамках проекта «Междисциплинарная рецепция творчества Ф. М. Достоевского во Франции 1968–2018 гг.: филология, философия, психоанализ», поддержанного РФФИ. № 18-012-90011.