XLVIII Международная филологическая научная конференция

Материнские образы у Ивана Цанкара и Зофки Кведер в контексте европейской культуры

Анна Геннадьевна Бодрова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

211
2019-03-19
13:00 - 13:20

Ключевые слова, аннотация

Словенская литература, Иван Цанкар, Зофка Кведер, мать, автобиографическая проза, Богоматерь, Медея.

Тезисы

Образ матери, созданный классиком словенской литературы И. Цанкаром (1876–1918), стал каноническим для всей национальной культуры ХХ и ХХI вв. Цанкаровские персонажи матери, безусловно, автобиографичные, появляются и повторяются во многих его прозаических и драматических произведениях. Вероятно, ни один европейский писатель не уделял такого пристального внимания разработке образа матери, как Цанкар. На протяжении всего своего творчества Цанкар проводит трансформацию этого образа в направлении его возвеличивания и сакрализации. Если в ранних произведениях Цанкар создает образ простой деревенской женщины, жертвующей собой ради своих детей, то позднее писатель отводит матери роль судьи и совести главного персонажа, ставит ее в один ряд по значимости с родиной и Богом. В автобиографической повести «Грешник Ленарт» (1915) образ матери сливается с образом Богоматери. Главный персонаж Ленарт видит сон, в котором он, желая найти утешение, поднимается на святую гору, преодолевая соблазны и препятствия на своем пути. Оказавшись у закрытой церкви Девы Марии, Ленарт исступленно стучится в дверь, и, наконец, перед ним в сияющем обличии предстает Богоматерь, напоминающая его собственную мать. Образ Богоматери из сна говорит на языке матери автобиографического героя, однако ее поведение абсолютно не свойственно реальной матери. В данном эпизоде затронута проблема идеала, поиска образа идеальной матери, о которой грезил Цанкар. Многоязычная писательница Зофка Кведер, создававшая свои тексты в основном на словенском и хорватском, а также на немецком и чешском, часто обращается к фигуре матери. Затронутые Кведер аспекты материнства (беременность, роды и т. д) и типы персонажей-матерей (любящая мать, жестокая мать, отчаявшаяся мать, эмансипированная мать и пр.) многообразнее, чем у Цанкара. Присутствуют и пересекающиеся с текстами Цанкара мотивы жертвенной материнской любви, а также образы сильных матерей, на чьи плечи легла забота о всей семье, поскольку их мужья оказались неспособными выполнять отведенные патриархальным обществом роли кормильцев семьи. Внимания заслуживает мотив детоубийства, представленный в произведениях Кведер. Так в финале романа «Ее жизнь» (1914) отчаявшаяся мать Тильда убивает уже взрослого сына, совершившего преступление. Самый известной детоубийцей в мировой культуре является Медея, хотя образы злых матерей воплощены и в других персонажах европейской литературы (например, в сказках братьев Гримм). У Кведер, в отличие от Еврипида, мать убивает ребенка не из чувства мести, а из отчаяния, вызванного безвыходным положением женщины в патриархальном обществе.Дальнейшее развитие данного мотива в феминистском ключе наблюдается в романе «Медея. Голоса» (1996) немецкой писательницы второй половины ХХ в. Кристы Вольф.