XLVIII Международная филологическая научная конференция

Кванторные местоимения всеобщности в речи детей

Софья Викторовна Краснощекова
Докладчик
научный сотрудник
Институт лингвистических исследований РАН

184
2019-03-21
14:50 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

Детская речь, освоение первого языка, онтолингвистика, местоимения, местоимения всеобщности, кванторные местоимения.

Тезисы

В русском языке макроразряд кванторных местоимений включает в себя в том числе разряд так называемых определительных местоимений, который в свою очередь содержит несколько групп местоименных лексем с разными значениями. Одну из таких групп составляют местоимения всеобщности: весь (и однокоренные местоименные наречия), всякий, каждый, любой. Целью данного исследования является описать в первом приближении функционирование местоимений всеобщности в речи русскоязычных детей. В качестве материала были использованы расшифровки записей речи 6 детей в возрасте от 1,5 до 4 лет. Анализ материала позволил выяснить, что до 4 лет дети не используют местоимения каждый и любой, однако активно оперируют корнем весь. Формы все и всё являются первыми по времени появления и наиболее частотными в речи детей. Весь возникает в активном лексиконе ребенка в возрасте примерно 2 лет (от 1,8 до 2,1), у некоторых детей — еще на этапе двусловных высказываний, то есть относится к самым ранним местоимениям наряду с это. Одиночное всё на ранних этапах использования выражает в основном отрицательное значение, «конец», «больше ничего»: Р: Шапку. — В.: Что еще? — Р.: Всё [Филипп, 1,9]. Ядерное значение всеобщности осваивается на несколько месяцев позже — с развитием морфологического аппарата и возникновением адъективного весь: Все конвертики [Лиза, 2,1]. Местоимение-прилагательное всякий начинает использоваться почти на год позже: от 2,8 до 2,11. Основное значение в детской речи можно определить как «разнообразный»: Положи тарелки всякие [Ваня, 2,9]. Значение «произвольный объект множества», сближающее местоимения всякий, каждый и любой, в нашем материале не обнаружено. Местоименное значение всеобщности, таким образом, осваивается детьми на базе корня весь в возрасте 2–3 лет, однако кванторное значение свободного выбора, вероятно, возникает после 4 лет.