XLVIII Международная филологическая научная конференция

Особенности поэтического творчества Исмо Аланко и его литературные источники

Елена Григорьевна Сойни
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

199
2019-03-18
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Исмо Аланко, рок-поэзия Финляндии, реминисценции, калевальский размер, сентиментальность, злободневность.

Тезисы

Исмо Аланко — исполнитель и автор стихотворений к песням для рок-групп. Лирика Исмо Аланко исключительно самобытна практически лишена каких-либо сторонних влияний. Она патриотична, в своем творчестве Аланко пользуется только финским языком, возрождая образы из финской мифологии и литературы. В 1990-х гг. поэт не чуждался гражданской тематики, создав достаточно критичный образ Финляндии в стихотворении «Kun Suomi putos puusta» (Когда Финляндия упала с дерева), лютеранской страны, насыщенной следами маркетинга, но знающей свою литературу: «Suo,kaukka ja Jussi» (Болото, мотыга и Юсси). Это слова из знаменитого романа Вяйне Линны «Здесь под северной звездой», знакомого каждому финну. Характеризуя Финляндию, Аланко в одной строфе соединяет фразу Линны с именем Мартина Лютера и названием полиэтиленового пакета: «Martti Luther ja muovipussi» (Мартин Лютер и полиэтиленовый пакет). Традиционный облик финской современной архитектуры, серые здания в стекле и металле, тяжелое серое северное небо — находят свое отражение в стихотворении «Harmaa on hyvä väri» (Серый — хороший цвет). Аланко, видит в сером цвете безмятежность и красоту, Здесь заметно художническое чутье Аланко и обнаруживается связь с русской культурой, с именем Исаака Левитана, негативно описавшего Финляндию как царство серого цвета: «Серая вода и серые люди, серая жизнь… не нужно ничего!» Аланко, явно знает о словах Левитана, но вступает в полемику с художником, доказывая, что в сером много оттенков и радости. Истина остается на стороне Аланко. Возможно, Левитан согласился бы с поэтом, оставляющим человеку надежду и вселяющим в людей оптимизм. С серым ассоциировал природу и народ Финляндии один из лидеров экспрессионизма Ууно Кайлас. Но у Кайласа серый цвет — явно плохой, безжизненный, Аланко, напротив, различает в сером всевозможные позитивные знаки жизни. Почти каждое стихотворение Аланко хоть частично затрагивает темы Финляндии и природы Севера. Для его стихотворений характерны мифологические образы, описание иррациональных состояний лирического героя, фантастические пейзажи. Поэт переносится в Лапландию, описывая переливы холодных рек Севера, где плавает серебристая Луноглазка: «kuusilmä pohjoisesta». Луноглазка — многозначный образ, не сразу поддающийся толкованию. Здесь прослеживается мотив превращения в рыбу девушки, характерный для финских и карельских эпических песен, знакомый нам по «Калевале» и поэзии Эйно Лейно. Кuusilmä может обозначать и лунный свет, и девушку с сияющими глазами. Серьезные мировоззренческие проблемы Аланко осмысливает с поэтическим изяществом, силой поэтического слова снимая противоречие между религиозным и обыденным, рациональным и иррациональным. Образованность и простота делают его творчество любимым финскими читателями и слушателями.