XLVIII Международная филологическая научная конференция

Стилизация синтаксической и композиционной составляющих жанров религиозного дискурса в творчестве Иосифа Бродского

Ольга Александровна Гассельблат
Докладчик
аспирант
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

195
2019-03-20
13:10 - 13:40

Ключевые слова, аннотация

Дискурс, архитексуальность, экспрессивный синтаксис, концептуальная интеграция.

Тезисы

Анализ жанровой специфики поэтического мира И. Бродского проводился некоторыми исследователями, например, В. Полухиной в статье «Жанровая клавиатура И. Бродского» [Полухина 2009:123–132], Ч. Милошем [Milosz 1980:23]. Необходимо отметить, что исследование наличия религиозных жанров в творчестве И. Бродского обойдено вниманием специалистов.
При анализе названного феномена в статье употребляется термин Н. Ю. Фатеевой архитекстуальность, под которым понимается «жанровая связь» разных текстов [Фатеева 2007:149]. Архитекстуальность при экспликации концепта «Религия» в творчестве И. Бродского связана с такими жанрами религиозного дискурса как молитва, псалмы, панихида, акафист.
На явление архитекстуальности, связанное с жанром молитвы, указывают следующие языковые особенности: 1) конструкции немеждометного характера; 2) устаревшая форма звательного падежа; 3) «фатические» императивы в форме 2 лица ед. ч. с семантикой просьбы, требования, желательности; 4) конструкции экспрессивного синтаксиса, представляющие собой прежде всего парцеллированные и сегментированные (повторяющиеся) конструкции; 5) повтор в контексте стихотворения религиозных лексем. Кроме названных грамматических средств, в плане содержания следует отметить присутствие коммуникативной стратегии «общение с Богом», основной для религиозного дискурса.
Характерной чертой поэтических текстов И. Бродского в целом и, в частности, этого стихотворения является концептуальная интеграция разных религиозных «зон», проявляющаяся на лексическом и семантическом уровне (пантеистические, фольклорные мотивы, мифологические и религиозные прецедентные феномены). Ода, в том числе, становится метатекстом, описывающим механизм собственного возникновения посредством контакта с Богом и принятия Его Духа, когда поэт становится «избранным сосудом Духа», «местностью божьей».
В многозначном синкретичном тексте оды усиление «христианского компонента» производится внедрением в текст архитекстуального приема: связи с богослужебным текстом чина отпевания умерших через заимствование лексических конструкций из упомянутого богослужебного текста. Само возникновение «Прощальной оды», по мнению некоторых исследователей, было реакцией на разрыв отношений с Мариной Басмановой, уход возлюбленной, т. е. смерть любви. Возможно, в этом обстоятельстве следует видеть причину обращения поэта именно к такому богослужебному тексту как чин отпевания усопших.