XLVIII Международная филологическая научная конференция

Гендерное преломление проблемы героя/антигероя в романе А. Брукнер «Посмотри на меня»

Алиса Яковлевна Климовская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

190
2019-03-23
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

Анита Брукнер, «Посмотри на меня», конфликт героя и антигероя, контрастная оппозиция протагониста и антагониста.

Тезисы

В докладе система образов романа А. Брукнер «Посмотри на меня» рассматривается с точки зрения конфликта героя и антигероя, который обретает гендерное измерение. Главная героиня романа Фрэнсис, выступающая в роли протагониста, выведена в оппозиции со своим сюжетным двойником Аликс, символизирующим ее нереализованный потенциал, оттеняющим ее достоинства и недостатки. Образы протагониста и антагониста конструируются по принципу контраста как символы добра и зла, неприметной добродетели и броского порока. Эта оппозиция проявляется в описании внешности героинь, их личностных качеств, моделей поведения, языка, а также в их соответствии стереотипам феминности. Конфликт героя и антигероя поддерживается аллюзивным рядом. Роман Брукнер связан многочисленными межтекстовыми параллелями с «Мэнсфилд-Парк» Дж. Остен с аналогичным конфликтом. В качестве прототипа главной героини Брукнер выбирает самый конформистский персонаж Остен — Фанни Прайс — которая соответствует патриархальным стереотипам женственности. В сходной сюжетной ситуации Фрэнсис уступает Фанни по цельности и зрелости натуры. В отличие от романа Остен конфликт разрешается не в пользу героини, наделенной четкими моральными принципами, обостренным чувством вины и долга. Классические добродетели не приносят героине желанного счастья и успеха в обществе. Ее жесткий самоконтроль ироничным образом воспринимается окружающими как бесчувственность. Большая часть романа состоит из внутренних монологов героини, с каждым из которых читатель убеждается в ее одиночестве, которое акцентируется повторяющейся деталью — просьбой-мольбой «посмотри на меня», вынесенной в заглавие. Беда Фрэнсис состоит в том, что хотя она жаждет признания и восхищенных взглядов, она воспитана в соответствии с традиционными гендерными стереотипами быть незаметной. Несоответствие сформированных у героини представлений о морали и окружающей действительности приводит ее в недоумение. Ее добродетели не вознаграждаются автором и не могут служит примером читательницам. Фрэнсис с завистью и восхищением взирает на своего антипода, но не может принять аморальных норм поведения, чужда бесконтрольному эгоизму. Конфликт героя и антигероя у Брукнер трансформируется в многогранную оппозицию проигравших и победителей, чужаков и своих, искусства и реальности. Писательство — удел одиноких, по мнению Фрэнсис не играет главной роли в ее жизни, так как не может помочь ей реализоваться в соответствии с ее патриархальными гендерными представлениями. Комедийный роман об Аликс и ее супруге, который начинает писать Фрэнсис в финале становится местью обидчикам, позволяет ей обрести свой голос, сформировать свою реальность. Из объекта чужого взгляда она становится субъектом с собственной точкой зрения. Ее ирония акцентируется на изменении моральных ценностей.