XLVIII Международная филологическая научная конференция

Критерии оценивания сформированной межкультурной компетенции в рамках метода культурного ассимилятора в курсе изучения иностранного языка в неязыковом ВУЗе

Михаил Яковлевич Креер
Докладчик
доцент
Финансовый Университет при правительстве России (Санкт-петербургский филиал)

У-2
2019-03-18
17:30 - 17:50

Ключевые слова, аннотация

«Культурный ассимилятор», межкультурная компетенция, национально-культурный стереотип, обучающий метод, критерии.

Тезисы

Формирование межкультурной, этнокультурной компетенции студентов в рамках курса иностранного языка является важной задачей. С учетом  ограниченности объема учебных часов в соответствии с программой преподавания иностранного языка, а также того, что отдельных занятий по межкультурной коммуникации в неязыковом вузе не ведется, речь может идти о внесении отдельных элементов формирования межкультурной компетентности в рамках решения прагматических задач основного и профессионального курсов. Цель преподавателя — не только обучать лексико-грамматическим особенностям иного языка, но и освоить жизненные ситуации с точки зрения представителей иных культур, видеть картину мира «сквозь чужие фильтры». Методы обучения с элементами межкультурной коммуникации обозначены американским ученым Р. Альбертом, а также поднимались А. А. Леонтьевым и другими зарубежными и отечественными лингвистами. В данном исследовании мы представляем один из популярных в последнее время методов — метод «культурного ассимилятора». Культурные ассимиляторы представляют собой «конструкторы набора жизненных ситуаций, в которых взаимодействуют персонажи различных культур и происходит практическое проигрывание ситуаций в письменной или устной форме. Подбираются такие ситуации, в которых в крайней степени выражены различия между культурами, раскрываются национально-культурные стереотипы, обычаи, особенности невербальных средств коммуникации. Далее предлагаются результаты экспериментального исследования, проведенного на кафедре «Иностранные языки» Санкт-Петербургского филиала Финансового Университета при Правительстве РФ в 2015–2018 гг., где разработана модель исследования «культурного ассимилятора», сочетающая количественные методы, направленные на исследование основной выборки, и качественные методы — для более глубокого понимания исследуемых феноменов в группе студентов, изучающих иностранные языки. Были выбраны две основные группы по 50 человек: контрольная и экспериментальная, что дало возможность получить сопоставимые результаты эффективности применения метода «культурного ассимилятора». В докладе подробно описывается метод «культурного ассимилятора» как обучающего метода межкультурного взаимодействия, предлагаются примеры «культурных ассимиляторов» как на английском (основном) иностранному языке, так и на немецком (втором). Далее приводится шкала критериев оценивания одного из вариантов «культурного ассимилятора» — «проведение переговоров» и делаются выводы об улучшении показателей в группах с использованием данного метода.