XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Световые и цветовые метафоры современного парфюмерного дискурса в гендерном аспекте

Марина Александровна Жиделева
Докладчик
студент 4 курса
Московский городской педагогический университет

Холл 2-го этажа
2018-04-16
15:20 - 15:30

Ключевые слова, аннотация

В докладе освещаются некоторые особенности метафоризации концептов парфюмерного дискурса в современных англоязычных рекламных текстах. Выявляется реализация лингвистических, прагматических и психологических приемов воздействия на потенциального потребителя парфюмерной продукции. По результатам исследования выявлено и описано экспрессивное воздействие цветовых и световых метафор, их различие в зависимости от направленности на разные гендерные группы.




Тезисы

В современной лингвистике наблюдается возрастающий интерес к такому языковому явлению, как парфюмерный дискурс. На данном этапе одорическая составляющая мышления хорошо изучена с психологической и биологической точки зрения. В связи с актуальностью изучения проблемы эмоционально-экспрессивного воздействия рекламы на покупателя, представляется релевантным проследить способы и средства суггестивности текстов, размещенных на официальных сайтах парфюмерных домов и описывающих парфюмерные продукты. На материале рекламных текстов, размещенных на официальной веб-странице парфюмерного дома CHANEL, исследуются современные способы воздействия на англоязычного потребителя парфюмерной продукции и односторонний коммуникативный процесс, который призван порождать ответную психологическую или физическую реакцию со стороны реципиента. Выявляются особенности воздействия на сознание потребителя через метафоры цвета или света, отличные для двух гендерных групп. Рекламные тексты обладают суггестивным потенциалом и способны оказывать воздействие на ценностные ориентации реципиента. Прагматические цели рекламного текста состоят в побуждении целевой аудитории к действию, а именно, к покупке парфюмерного изделия.  Для построения описания запаха могут использоваться другие перцептивные системы, замещающие ольфакторные представления более привычными, понятными и легче поддающимися передаче впечатлениями: тактильными, вкусовыми, визуальными (преимущественно цветовыми). Метафора как особый стилистический прием представляется мощным механизмом моделирования ценностей аудитории. Распространенность и частое употребление метафоры в рекламных текстах объясняется рядом причин. С помощью метафоры удается реализовать концепт уникальности и своеобразия рекламируемого продукта, повысить образность, эмоциональность и запоминаемость текста. Для текстов женской парфюмерной продукции характерна высокая эмоциональность и экспрессивность, особенности манипулирования основаны на чувственной стороне восприятия продукции. Цветовая метафорическая палитра представлена светлыми, теплыми оттенками. Наиболее часто встречаемая апелляция производится к цветочным природным мотивам (девушка или запах сравниваются с цветами). Мужская палитра в большей степени представлена холодными или темными оттенками – коричневые, зеленые, синие и серые тона. С этими же цветами связываются и природные явления, ассоциируемые с мужским началом (море, земля, дерево). Различия в метафоризации запахов позволяют адресату рекламного текста эмоционально расположить реципиента к продукту рекламы.