XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Каким литературным аллюзиям в заголовках жить хорошо?

Надежда Сергеевна Оскарева
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 171
2018-04-18
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

В исследовании рассматриваются газетные заголовки, содержащие в себе прямые или косвенные отсылки к известным литературным претекстам. Проанализированы заголовки, литературные аллюзии в которых встречаются чаще всего. Данные аллюзии в основном используются в материалах с определенной тематикой, как своего рода штамп. Это может привести нас к выводу, что некоторые реминисценции уже утратили свою уникальность и экспрессивность и не привлекают внимание читателя.

Тезисы

Заголовок в газете занимает самую акцентируемую позицию, поэтому от его характера и оформления во многом зависит «лицо» периодического издания. Именно на него читатель обращает внимание в первую очередь. Основная цель газетного заголовка — привлечение внимания читателя к материалу. В ходе работы было замечено, что в современной прессе часто используются разнообразные литературные реминисценции. Литературная аллюзия — это намек на известные литературные тексты, включение цитат из прецедентных текстов (часто в измененном виде), а также упоминание названия, персонажа какого-либо литературного произведения или эпизода из него. Одной из задач исследования стало выявление причин широкого использования аллюзивных газетных заголовков, а также выделение наиболее популярных среди журналистов литературных прецедентных текстов и причин их активного использования. Материалом анализа послужили газетные заголовки периодических печатных изданий. В процессе исследования было обнаружено, что некоторые претексты являются более популярными, т. е. используются в аллюзиях гораздо чаще. Напр., фраза «Кому на Руси жить хорошо» часто встречаемся в газетных заголовках, так как она удачно подходит к материалам, касающимся социальной обстановки в стране. Иногда авторы материалов «играют» с этой фразой: Кому на кладбище жить хорошо?, Кому на Руси рожать хорошо?, Кому на Руси работать хорошо?, Кому на Руси умирать хорошо? и т. п. Однако это не дает преимущества таким заголовкам: они уже не кажутся свежими и интересными читателю, ведь из-за слишком частотного использования они утратили свою уникальность и экспрессивность. Таким образом, в большинстве случаев употребления подобных «заезженных» аллюзий заранее можно определить, о чем будет статья.