XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Малая проза М. Павича как гипертекст

Виктория Александровна Дубиковская
Докладчик
магистрант 2 курса
Кубанский государственный университет

ауд. 190
2018-04-20
12:20 - 12:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассмотрена теория гипертекста на основе которой проводится анализ рассказов из сборника «Русская борзая», выявляются способы создания нелинейности в малой прозе М. Павича.

Тезисы

В связи с развитием компьютерных технологий и мультимедиа в современную мировую культуру прочно вошло понятие гипертекста. В эпоху развития постмодернизма данный термин стал активно использоваться в литературоведении в контексте многомерности произведений и постмодернистской игры с читателем. Гипертекст, имея главным качеством нелинейность, ярко противопоставлен привычному нам «линейному» тексту. Ж. Деррида считает, что линейный текст уже не является плодотворным, поэтому ослабляет свой гнёт. Гипертекст, в отличие от линейного текста, имеет следующие признаки: 1) дисперсность структуры: информация представляется в виде небольших фрагментов-гнезд и «войти» в эту структуру можно с любого звена; 2) разнородность и мультимедийность, то есть применение всех средств воздействия на читателя, от выбора повествовательной стратегии и стилистики, шрифтов, иллюстрации и вплоть до самых сложных; 3) «деканонизация», борьба с традиционными ценностными центрами; 4) смешение жанров, высокого и низкого, стилевой синкретизм. За счёт этого в нелинейных текстах создается плюрализм смыслов, множественность интерпретаций. Одним из образцов гипертекста являются произведения М. Павича. Наряду с романами, малая проза является примером нелинейного построения текста.  
Задачи исследования: рассмотреть сборник «Русская борзая» («Руски хрт», 1979) с позиции постмодернистского текста, проанализировать композицию рассказов, выявить способы создания нелинейности повествования в малой прозе Павича. В рассказе «Русская борзая» присутствуют следующие приемы реализации гипертекста: фрагментарность повествования, «ризоматичность», аллюзии и реминисценции. Для рассказа «Обед на польский манер» характерны стилевой синкретизм, дисперсная структура, прием «игры». Рассказ «Пароль» также имеет элементы гипертекстуальности, кроме того, в нём происходит стирание границ между сном, реальностью, эпохами, использован прием игры. В рассказе «Красный календарь» нелинейность достигается за счет вкраплений в текст подлинных и вымышленных исторических фактов, выдержки из исторического документа. Повествование в рассказе строится также фрагментарно. Все рассказы в цикле «Русская борзая» перекликаются и имеют одинаковые мотивы. Каждый из рассказов является «узлом», информационной единицей. В результате этого весь цикл является гипертекстом. Таким образом, рассказы Павича являются вариантами гипертекста в литературе, на что указывает их дисперсная структура, разнородность, стилевой синкретизм и нелинейность, которая формируется за счет фрагментарности повествования, ухода от центра, аллюзий и реминисценций. В результате текст становится открытым для множества интерпретаций и смысловой игры с читателем. Можно считать малую прозу Павича выражением идей постмодернизма.