XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Что в имени тебе моём?»: нейминг в танцевальной индустрии г. Омска (на материале лингвистического эксперимента)

Алёна Юрьевна Учайкина
Докладчик
студент 3 курса
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ауд. 201
2018-04-16
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

Данный доклад посвящен описанию хода и результатов лингвистического (семантического) эксперимента, направленного на выявление восприятия наименований объектов танцевальной индустрии г. Омска и положительных и отрицательных коннотаций по отношению к ним с точки зрения потенциальных потребителей. Нейминг объектов танцевальной индустрии рассматривается как результат креативной деятельности их создателей. В ходе эксперимента выявлены основные закономерности оценки каждого наименования с точки зрения его семантики, фонетических особенностей и графического облика.

Тезисы

Задачей данного доклада является описание результатов проведенного лингвистического (семантического) эксперимента, направленного на определение восприятия (с точки зрения понимания) наименований объектов танцевальной индустрии г. Омска и выявления положительных и отрицательных коннотаций  по отношению к ним с точки зрения потенциальных потребителей. Нейминг объектов танцевальной индустрии рассматривается как результат креативной деятельности их создателей: в процессе наименования человек старается не только подобрать наиболее точное, с его точки зрения, название для объекта своей деятельности, но и сделать его звучным, запоминающимся, а главное ― не таким, у других. Имя должно быть оригинальным и, кроме того, давать какие-то сведения о самой организации, чтобы потенциальный потребитель мог правильно сориентироваться. Материалом исследования являются результаты анкетирования, проведенного среди студентов нескольких факультетов ОмГУ (физического, математического, юридического, факультета компьютерных наук ― всего был опрошен 61 человек): для чистоты эксперимента в качестве респондентов были выбраны студенты, не имеющие отношения к лингвистике и смежным дисциплинам. Респондентам был предложен список из 15 наименований различных танцевальных организаций (кружки, студии, мастерские, школы и т. п.), анкетируемые должны были ответить на 3 вопроса:  необходимо было предположить, исходя из конкретного названия, чему (т. е. каким видам и направлениям танца) обучают в этих организациях, кого обучают (т. е. какова целевая аудитория), а также ответить на вопрос, является ли название удачным и привлекательным. На основе полученных результатов была выявлена статистика, в которой указаны все данные варианты ответов и приведено их процентное соотношение. Ответы респондентов были сопоставлены с реальными сведениями о каждой организации; сформулированы выводы: большинство наименований танцевальной индустрии г. Омска вызывает неверные представления у потребителей об организациях, которые имеют данные названия, т. е. можно сделать вывод о том, что данные наименования дезориентируют потребителя. Это обусловлено различными факторами: семантикой лексем, входящих в состав наименования, звуковым обликом, графическим оформлением названий, а также ассоциациями, которые возникают в сознании носителей русского языка.