XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Глаголы со значением «внушить чувство страха» (единицы, содержащие в своём составе корень -пуг-)

Екатерина Андреевна Вишневская
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 215-А
2018-04-20
15:25 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящён исследованию функционирования глаголов с корнем -пуг-, входящих в лексико-семантическую группу глаголов со значением «внушать чувство страха». В работе представлен анализ указанных единиц, в ходе которого были выявлены как общие, так и дифференцирующие компоненты значения в семантике каждой лексемы.






Тезисы

Спектр эмоций довольно богат и имеет большую палитру оттенков — эта многогранность находит своё отражение в языке. Одним из способов выражения эмоционального состояния можно назвать глагольную лексику, в частности — различные лексико-семантические группы глаголов со значением «привести в эмоциональное состояние».
В нашем выступлении будет сделан акцент на лексике, связанной с эмоцией страха. Материалом для данной работы послужили глаголы с корнем -пуг-, входящие в лексико-семантическую группу глаголов со значением «внушать чувство страха» (напугать, запугать). Цель доклада — провести анализ семантики и функционирования данных глаголов для дальнейшего их представления в иностранной аудитории.
Для более подробного анализа были выбраны пять единиц, которые, по нашему мнению, представляют наибольший интерес для исследования: глаголы пугать, испугать, напугать, перепугать и запугать. Во-первых, различия между рассматриваемыми глаголами минимальны, и по этой причине данные единицы тяжело поддаются разграничению (в частности, глаголы напугать, испугать). Во-вторых, указанные лексемы довольны частотны в речи носителей языка, поэтому возникает необходимость их изучения для представления в иностранной аудитории.
В ходе доклада будут проанализированы контексты, взятые из Национального корпуса русского языка. Кроме того, будет подробно рассмотрена семантика приставок, участвующих в образовании исследуемых единиц. Результаты проведённого анализа показывают, что данные глаголы, несмотря на семантическую близость и схожее употребление, имеют различия. Эти выводы также подтверждаются результатами предварительного опроса носителей языка.