XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Словообразовательные модели абстрактных существительных в трактате Яна Чешки «Řeči a naučení hlubokých mudrců»

Мария Андреевна Пономарева
Докладчик
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 201
2018-04-17
14:50 - 15:05

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен словообразовательным моделям абстрактных существительных в чешском памятнике XVI века. Основными источниками трактата являются произведения античных авторов и писателей итальянского Возрождения. В процессе исследования выделяется ряд словообразовательных моделей и описываются их морфонологические особенности, дается характеристика словообразовательных типов и мотиваций анализируемых моделей, выделяются способы словообразования существительных, а также приводятся некоторые статистические данные.

Тезисы

Трактат «Řeči a naučení hlubokých mudrců» утраквистского священника и поклонника Петрарки Яна Чешки (ум. 1551) написан около 1500-го года. В своем произведении Ян Чешка опирается на идеи античных авторов (Демокрита, Сократа, Марка Тулия, Цицерона). Но основным источником был диалог Петрарки «De remediis utriusque fortunae». Текст включает в себя 6 разделов: «О štěstí», «O moudrosti», «O svobodě», «O právem přátelství», «O majetku», «O péči o obecné dobro». В тексте выделено 57 лексем, относящихся к разряду абстрактных существительных. Под абстрактными (отвлеченными) существительными понимается лексико-грамматический разряд существительных, включающий в себя слова, называющие понятия, которые обозначают действие или признак в отвлечении от производителя действия или носителя признака. В ходе исследования получено 12 словообразовательных моделей и выделен класс первообразных абстрактных существительных. Отметим, что словообразовательная модель рассматривается как понятие более узкое, чем словообразовательный тип. Основываясь на классификации И. С. Улуханова, в данных словообразовательных моделях можно выделить следующие мотивации: 1) непосредственные (chytrost←chytrý) / опосредствованные мотивации (nesnadnost←snadný), 2) исходные (drahost← drahý) 3) регулярные (trápenie ← trápit, povýšení ← povýšit) / нерегулярные мотивации (život←žít). Основываясь на теории чешского лингвиста Милоша Докулила о двучленности ономасиологических категорий и классификации ономасиологических категорий, все словообразовательные модели абстрактных существительных данного текста можно отнести к транспозиционному словообразовательному типу (за исключением přátelstvie←přítel — модификационный тип). В ходе анализа словообразовательных моделей были выявлены следующие морфонологические особенности: чередование (zkušenie ←zkusit), усечение основы (bláznovstvie←bláznivý), интерфиксация (majetek←mít), наложение морфем (ctnost←ctnostný). Основные способы словообразования в данном тексте — суффиксальный (dobrota←dobrý, štědrost←štědrý), префиксальный (nerozum←rozum, neštěstí← štěstí), нулевая суффиксация (škoda←škodit, pád←padat).