XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Мандельштамовские апокрифы Ю. Домбровского

Юнона Сергеевна Драничникова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 188
2018-04-18
15:40 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен исследованию истории одной мистификации Ю. Домбровского. Главная задача исследования — попытка разобраться, что означал Мандельштам для Домбровского и чем были для него эти мистификации. Был ли это просто розыгрыш, пьяная шутка или это намеренное стремление быть сопричастным к судьбе великого поэта? 

Тезисы

У Н. Я. Мандельштам было три информанта о лагерной судьбе мужа, которых она никогда не называла по имени, а вместо этого использовала аббревиатурные наименования: физик Л. и поэты Д. и Р. Доподлинно известно, что Д. — это Юрий Осипович Домбровский, который утверждал, что видел Мандельштама на пересылке спустя пару лет после «официальной гибели». Поэт и переводчик Олег Григорьевич Чухонцев вспоминает происшествие, связанное с именами Мандельштама и Домбровского, когда Юрий Осипович во время одного застолья прочитал неизвестные стихи Мандельштама, якобы записанные им во время их встречи по дороге на Колыму. Мистификация была «разоблачена», когда вдова Клара Турумова-Домбровская в 1997 году выпустила сборник стихотворений мужа «Меня хотели убить эти суки…», который был составлен по автографам и черновикам в архиве и содержит те самые «мандельштамовские стихи», прочитанные Домбровским.
Ю. Домбровского неспроста называют «великим мистификатором», он любил создавать подобного рода выдумки. Интересным представляется тот факт, что такой сюжет повторяется несколько раз: Домбровский читает или посылает кому-либо неизвестные ранее и нигде не опубликованные стихи Мандельштама. Один раз — это мистификация, другой — подлинное стихотворение из «Воронежских тетрадей».
Главные задачи доклада
— изучение восприятия Домбровским Мандельштама через призму отдельных эпизодов его биографии и стремление выявить общие черты, характерные для биографического мифа писателя, создаваемого Домбровским.
Целью исследования является попытка разобраться, что значил Мандельштам для Домбровского и чем были для него эти мистификации. Был ли это просто розыгрыш, пьяная шутка или это намеренное стремление быть сопричастным к судьбе великого поэта?
Вероятнее всего, Домбровский верил в то, что видел на пересылке пожилого Мандельштама. Поэтому эпизод с приписыванием своих стихотворений Мандельштаму для него не просто розыгрыш друга. На протяжении всей жизни Домбровского интересовала тема-идея верности человека своему высшему предназначению, и он стремился изучить её через личности великих классиков мировой литературы. Этому посвящен объемный роман «Державин», рассказ «Арест» и цикл «Смуглая леди». В перечисленных текстах Домбровский обнажает свой интерес к личности Поэта и его судьбе в тоталитарном государстве, к отношениям Поэта и государства, к вопросам предназначения и истоков творчества. Поэтому его мистификации, связанные с именем Мандельштама, можно воспринимать как отражение этих исканий. Эти вопросы интересовали Домбровского не только в книгах, но и в обычной жизни, поэтому он шутил, экспериментировал, изобретал новое и проверял границы между вымышленным и реальным.