XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Композиция сборника Л. Н. Андерсен «Одна на мосту»: метрика и строфика

Тяньци Фу
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 188
2018-04-20
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе исследуется лирика Л. Н. Андерсен (1911—2012), поэтессы русского зарубежья. Основное внимание уделяется описанию композиции стихотворной части итогового сборника «Одна на мосту» (2006). Показано, что стихотворения каждого из циклов книги («По земным лугам», «Без России», «Чужие моря», «Из французского альбома», «Печальное вино») характеризуются разными особенностями метрики и строфики. Делается вывод о том, что эксперименты со стихом стали для Андерсен способом подчеркнуть неповторимость разных этапов своего жизненного пути, последовательно отраженных в циклах книги.

Тезисы

Ларисса Николаевна Андерсен (1911—2012) — поэтесса русского зарубежья, которую современники относили к числу наиболее талантливых представителей своей эпохи (см. статьи, письма, воспоминания А. Вертинского, И. Одоевцевой, В. Перелешина, Э. Штейна и др.) Наиболее полно лирику Андерсен представляет сборник «Одна на мосту» (2006). Известно, что поэтесса сама отобрала и подготовила тексты для публикации, объединила их в циклы. Этот сборник является основным источником исследования лирики Андерсен (см. статьи Л. В. Бутыльской, Е. С. Ипполитовой, А. А. Новиковой, М. Б. Солодкой и др.). Однако проблемы композиции книги «Одна на мосту» литературоведами не ставились. В докладе описывается композиция стихотворной части сборника («Из Китая — по миру. Лирика»), исследуется метрика и строфика стихотворений каждого из пяти циклов книги: «По земным лугам», «Без России», «Чужие моря», «Из французского альбома», «Печальное вино». Показано, что на уровнях метрики и строфики циклы отличны друг от друга. Так, в цикл «По земным лугам» включено 51 стихотворение, 956 строк. В них использовано 18 размеров. Лидируют 5-стопный хорей и 3-иктный дольник, наряду с ними встречаются экспериментальные формы (8-стопный хорей, разностопный хорей с цезурными наращениями и др.). Строфические структуры также разнообразны, но широко употребительны только тождественные строфы. В цикле «Без России» (39 стихотворений, 799 строк) 17 размеров, причем 8 из них ранее не встречались. Преобладают 5-стопный ямб и 3-иктный дольник. Андерсен пишет меньше строфических текстов, отказывается от твердых форм, но много экспериментирует с астрофическим стихом. В цикле «Чужие моря» лишь 11 стихотворений, 237 строк. Все тексты написаны разными размерами. Метрический репертуар пополняется еще тремя формами. Астрофический стих впервые становится так же популярен, как строфический. Цикл «Из французского альбома» включает 36 стихотворений, 875 строк. В нем использовано 17 размеров. На первое место впервые выходит 4-стопный ямб, на втором остается 3-иктный дольник. Появляется сразу 6 новых размеров. Меняются пропорции строфических форм: доля нетождественных строф поднимается, а астрофического стиха падает, реже встречаются промежуточные формы. В цикле «Печальное вино» 39 стихотворений, 605 строк. В них использовано 13 размеров; преобладают те же 4-стопный ямб и 3-иктный дольник; новые размеры не появляются. Однако резко возрастает интерес к промежуточным формам, в первую очередь, к одиночным строфам. Сборник «Одна на мосту» стал итоговой книгой Андерсен, в которой нашли отражение разные этапы ее жизненного пути. Результаты проведенного исследования позволяют сказать, что постоянные эксперименты с метрикой и строфикой стали для Андерсен одним из способов подчеркнуть неповторимость каждого из этих этапов.