XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Чёрный принц: образ Гамлета в поэзии Бориса Поплавского

Яна Евгеньевна Белых
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 188
2018-04-19
18:20 - 18:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе предлагается интертекстуальный анализ ряда стихотворений Бориса Поплавского, демонстрирующих особое видение поэтом центрального образа трагедии У. Шекспира «Гамлет». Наблюдение над текстом позволило определить основные черты воплощения данного образа Поплавским, которые не всегда совпадают со сложившейся литературной традицией, а также установить, как функционирует образ Гамлета в рамках уникального поэтического мира Поплавского.

Тезисы

О наличии сложных интертекстуальных связей в поэзии Б. Ю. Поплавского (1903—1935) писали многие исследователи, внимание которых было в основном сосредоточено на общекультурном контексте, связывающем Поплавского в первую очередь с представителями символизма, такими как А. Блок, А. Рембо, С. Малларме, и с представителями романтизма, такими как Э. По. Однако в рамках воплощения и особого видения отдельных образов мировой литературы Поплавским его поэтическое творчество рассмотрено не было, чем и обусловливается актуальность данного исследования.
На материале стихотворений, включенных в сборники Поплавского «Флаги» (1931), «В венке из воска» (1938), «Автоматические стихи» (1938), был проведен комплексный анализ произведений, интертекстуально связанных с трагедией У. Шекспира «Гамлет» («Детство Гамлета», «Гамлет», «Тень Гамлета. Прохожий без пальто...» и др.).
Было установлено, что один из самых популярных в русской поэзии образов не был интерпретирован Поплавским привычно, в рамках раскрытия тем мести и лицедейства, а был преломлен в сторону трагического лиризма смерти и не притворного, а настоящего безумия. Подобная трактовка образа обусловлена, с одной стороны, преобладающей в творчестве Поплавского темой смерти, а с другой, тревожным мироощущением поэта, усложнявшимся под влиянием установок и традиций русского модернизма и авангарда.