XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Традиции стиха Серебряного века в раннем творчестве М. Г. Визи

Яюнь Линь
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 188
2018-04-20
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен описанию стиха М. Г. Визи (1904—1994), поэтессы первой волны русской эмиграции. В центре внимания — вопрос о влиянии традиций Серебряного века на развитие метрики и строфики Визи. В результате сопоставления данных по стиху Визи и русских поэтов первой половины ХХ в. сделан вывод о том, что в своих основах метрико-строфическая система Визи ориентирована на творчество акмеистов (Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой). В то же время оригинальность лирики Визи определяется разработкой экспериментальных форм неклассического стиха, которые не были популярны у предшественников.

Тезисы

Мария Генриховна Визи (1904—1994) принадлежит к числу поэтов первой волны русской эмиграции. Ее жизненный и творческий путь был связан с Россией, Китаем и США. При жизни Визи было опубликовано три сборника: «Стихотворения» (1929), «Стихотворения II» (1936), и «Голубая трава» (1973); в 2005 г. вышло полное собрание стихотворений, подготовленное О. М. Бакич. Творчеству Визи посвящен ряд критических и научных статей. В них отмечено, что на лирику поэтессы существенно повлияло творчество авторов Серебряного века, в первую очередь, символистов и акмеистов. Именно их влиянием определяются особенности стиля, системы образов и мотивов ранней лирики Визи (см. статьи В. С. Логинова, А. И. Несмелова, О. М. Бакич и др.). Вопрос о том, каковы особенности стиха Визи, литературоведами специально не рассматривался. Однако в научной и критической литературе содержатся замечания о высоком мастерстве Визи в области формы стиха (см. статьи В. В. Перелешина, О. М. Бакич и др.). Доклад посвящен рассмотрению вопроса о том, как творчество поэтов Серебряного века повлияло на развитие метрико-строфического репертуара Визи. Материалом исследования выбраны ранние стихотворения, написанные в Китае (306 произведений, 4059 строк). Сопоставление данных по метрике и строфике этих текстов с данными по русскому стиху первой половины ХХ в. позволяет сделать следующие выводы. По соотношению основных групп размеров Визи близка авторам Серебряного века: пропорции ямбов, хореев, 3-сложников и прочих размеров  в ее творчестве составляют — 51,6 — 20,3 — 12,7 — 15,4 % текстов. Самыми частотными размерами являются 4- и 5-стопный ямбы, 5-стопный хорей, 3-иктный дольник и 3-стопный анапест. По метрическим предпочтениям среди поэтов Серебряного века ближе всего Визи акмеисты — Н. С. Гумилев и А. А. Ахматова.Пропорции строфических структур также сближают Визи с Гумилевым. Соотношение строфических, астрофических, промежуточных и прочих форм у Визи — 84,3 — 4,9 — 10,5 — 0,3 %; у Гумилева, по данным В. М. Захаровой, — 86,6 — 2,9 — 8,7 — 1,8 %. Таким образом, в своих основах стиховая система Визи ориентирована на творчество акмеистов. В то же время, раннюю лирику поэтессы нельзя назвать подражательной. От предшественников ее отличает, во-первых, низкая доля 4-стопного хорея (1,3 %), дактилей и амфибрахиев (1,0 % и 1,6 %). Во-вторых, разнообразие неклассических размеров, которые, в частности, не встречаются ни у Ахматовой, ни у Гумилева (вольный 2-сложник с переменной анакрузой, разностопный 3-сложник с переменной анакрузой, 2-иктный логаэд и др.). Именно это сочетание привычных и экспериментальных форм определяет оригинальность метрики и строфики ранней Визи и свидетельствует о ее стремлении стать продолжательницей традиций Серебряного века и при этом найти свой неповторимый творческий голос.