XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Коммуникативная интенция речевых реплик согласия

Ирина Александровна Хохлова
Докладчик
студент 3 курса
Владимирский государственный университет

ауд. 201
2018-04-16
17:50 - 18:10

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен актуальным вопросам феноменов интенции и интенциональности, связанных с актами согласия и их применению в диалогической речи в целях создания характеристики персонажей в драматургии А. Н. Островского, а также систематизации данных интенций. Результаты исследования выявляют особенности творческой манеры автора и богатство разговорного слога в свете интенциональных свойств речи. 

Тезисы

Современная лингвистика перешла к изучению языка в действии. Наблюдается оживление интереса к живой диалогической речи и феномену интенции. В этой связи интересны наблюдения над диалогической речью, максимально приближенной к разговорной. Употребление в речи высказываний со значением согласия является репликами-реакциями на побуждение адресанта высказать свое мнение (согласиться/не согласиться с мнением оппонента) ― иначе, связано с интенциями адресанта. Речевая (коммуникативная) интенция ― это намерение осуществить речевой акт. Согласие связано с психологией, жизненной позицией, возрастной группой, менталитетом, внутренним состоянием  и сиюминутным настроением говорящего. Исследование языковых значений в их отношении к речевому смыслу соотносится с понятием интенциональности ― связи языковых значений с намерениями говорящего, с коммуникативными целями речемыслительной деятельности. В психологии речи интенция понимается как первый этап порождения высказывания (А. А. Леонтьев). За нею следуют мотив, внутреннее проговаривание и реализация. Речевые акты можно разделить на иллокутивно независимые, в которых ведущей является интенция самого говорящего, и иллокутивно зависимыеиллокутивное назначение которых целиком определяется контекстом или предыдущими репликами в диалоге. Иначе говоря, в речевом общении обнаруживается изначальная интенция инициатора речевого акта и вторичная интенция, которая возникает под влиянием ситуации. Говорящий/пишущий по собственному усмотрению или под давлением ситуации может изменить свое речевое намерение в ходе общения, внести в него серьезные коррективы. Состояние интенции присуще каждому драматическому герою, потому можно дать классификацию намерений, побуждений героев в драматургии Островского в зависимости от характера самого намерения и согласия, в котором оно выражается (полное согласие, неполное и согласие-отрицание): Большой: Все единственно: ведь портной украдет же. А? Украдет ведь? Рисположенский: Украдет, Самсон Силыч, беспременно, мошенник, украдет. Обнаруживаем, как интенция отвечающего персонажа рисует его характер: интенциональность в данном случае положительная; герой действительно согласен со своим оппонентом, хоть и выражает свое согласие репликой с отрицательной коннотацией. Согласие не есть простой ответ «да», и Островский делает акцент на эмоциональности героев в своих репликах. Значительную роль в экспликации намерений играют лингвистические средства (от собственных значений и переносных значений отдельных слов до особенной интонации). Важна ситуация, в которую вовлечен и в которой действует герой. Эти ситуации возникают вольно и невольно ― герой не всегда хочет оказаться там, где он есть, поэтому ему приходится играть ту роль, которой он считает необходимым придерживаться.