XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Соответствие литературных приёмов в текстах Дж. Д. Сэлинджера и «кино-текстах» У. Андерсона

Анна Александровна Пахомова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 129
2018-04-18
13:00 - 13:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящён сопоставлению рассказов и повестей Дж. Д. Сэлинджера и фильмов современного американского режиссёра Уэса Андерсона как «кино-текстов» и анализу некоторых их сходств на уровне сюжета и авторских художественных приёмов. Общей для писателя и режиссёра является тема авторства и важного умения делиться своим творчеством с другими, а также мотив проникновения к искренности и «истинности» переживаний и ценностей в потоке материального и повседневного, что у обоих авторов обыгрывается с помощью нарочитого обилия слов или визуальных деталей.

Тезисы

Доклад посвящён анализу некоторых сходств на уровне сюжета и авторских художественных приёмов, которые можно обнаружить при сопоставлении текстов Дж. Д. Сэлинджера и фильмов Уэса Андерсона как «кино-текстов». К режиссёрской работе Андерсона применимо понятие «литературный подход» и использование таких литературных приёмов, как повествовательная «рамка» и введение в пространство кадров графически выраженного текста как самостоятельного смыслового элемента. Многие рассказы Дж. Д. Сэлинджера кинематографичны благодаря отсутствию подробной экспозиции, подчёркнутому вниманию к драматическому и визуальному (жестам, деталям одежды и обстановки) и смещению кризиса, спровоцировавшего завязку действия, за его пределы. Сходство в выборе художественного языка у двух авторов проявляется в том, что они как бы возводят вокруг своих героев и сюжетов лексическую и визуальную «стену», своего рода управляемый хаос потока сознания или множества деталей и цветовых комбинаций. Этот приём подчёркивает ощущение «рукотворности» и указывает на сложность обретения искренности в ошеломляющем потоке материального и повседневного. Кроме того, почти оптимистическая многословность и обилие визуальных деталей часто помогают авторам создать контраст с ключевым событием, обратным по эмоциональному знаку (подготовка к свадьбе и гибель, отпуск на солнечном пляже и самоубийство и т. д.). Общее в приёмах писателя и режиссёра обнаруживается в их склонности наделять особым смыслом «говорящие» детали, которым делегируется функция характеристики персонажа и связанного с ним конфликта. Автор и авторство — магистральная тема как для писателя, так и для режиссёра. Она включает в себя интерпретацию образа гения-одиночки (или целой семьи таких гениев — Глассы у Сэлинджера и Тенненбаумы у Андерсона), который вынужден и даже имеет моральное обязательство делиться своим творчеством с другими, приняв необходимость взаимодействия со своим потенциальным зрителем. Тема художественного творчества у обоих авторов метонимически переносится на социальное существование героев, которые «творят» сами себя с помощью внутреннего дискурса и саморепрезентации. У Сэлинджера Холден Колфилд конструирует себя с помощью бесконечного нарратива, примеряя разные роли. Для Холдена те события, которые можно «оформить» в виде сюжета, поддаются его контролю. Это сопоставимо со стремлением героя фильма Андерсона «Рашмор» Макса Фишера постоянно творить вокруг себя «театр», в который он вовлекает окружающих в качестве персонажей. Содержательная роль этой общей для обоих персонажей черты состоит в том, что наблюдение за собой как персонажами «со стороны» помогает им переосмыслить свои ценности. Реализовав свои «сюжеты», оба приходят к «настоящести» (антониму сэлинджеровской «phoniness»).