XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Художественный текст в лингводидактике на примере рассказа И. Крауса «Мужчина и домашнее хозяйство» («Muž v domácnosti»)

Софья Рыжкова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 201
2018-04-17
15:05 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен вопросам практического применения художественного текста в лингводидактике на примере рассказа современного чешского писателя И. Крауса (род. 1939, Kraus). Рассматривается практическое использование составленного по данному рассказу двуязычного словаря писателя в целях обучения чешскому языку русскоязычных студентов. Создание такого словаря позволяет расширить горизонт применения данного художественного произведения, найти и выделить лексико-семантические группы, полезные для обучения чешскому языку, расширить культурный кругозор обучающихся. 

Тезисы

Главной задачей доклада является рассмотрение проблематики использования художественного текста в лингводидактических целях. Данная проблема ранее не рассматривалась для славянских языков в России, что придает ей особую актуальность.
Для исследования был выбран юмористический рассказ современного чешского писателя И. Крауса (1939, Kraus) под названием «Мужчина и домашнее хозяйство» («Muž v domácnosti»), в нем были выделены основные лексико-семантические группы, к которым были составлены словарные статьи по методике составления двуязычных словарей Б. А. Ларина (1893—1964).
Достижения современной учебной техники, новые средства обучения, такие как представленный нами авторский словарь языка писателя Крауса, позволяют развивать связи между литературой и лингводидактикой. Создание такого словаря позволяет расширить горизонт применения данного художественного произведения, найти и выделить полезные лексико-семантические группы для обучения чешскому языку, расширить культурный кругозор обучающихся и помочь им получить углубленные знания языка через понимание художественного произведения. Творчество писателей как ничто другое передает атмосферу другой страны, уклада жизни, взглядов людей. Художественное произведение Крауса было выбрано не случайно: его текст содержит достаточно простые, часто употребляемые в обиходе слова, и оно способно сформировать у обучающихся представление о чувстве юмора чехов, которое разительно отличается от чувства юмора других народов. Плюсом данного словаря, несомненно, является его доступность не только в бумажном виде, но и в цифровом, что значительно облегчает поиск слова из текста в словарной статье. Особенно актуально это для дистанционного обучения чешскому языку. Для закрепления полученных знаний далее были разработаны практические упражнения. Таким образом, при использовании художественного текста в лингводидактических целях достигается максимальный эффект при выходе за рамки данного художественного произведения путем применения изначально взятых из него лексико-семантических групп в различных упражнениях для сознательного развития коммуникативных навыков у обучающихся.