XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Апеллятивный конвой и поэтические уподобления в «Письмах русского путешественника» Н. М. Карамзина

Юлия Вячеславовна Дульцева
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 188
2018-04-17
12:00 - 12:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе ставится задача выявить особенности использования краткого и развернутого апеллятивного конвоя при именах персонажей в «Письмах русского путешественника» Н. М. Карамзина. В ходе исследования были рассмотрены связанные с употреблением апеллятивов случаи так называемых «поэтических уподоблений». Их функция — придание произведению лаконизма как одной из ключевых нарративных стратегий Карамзина. Изучение данных элементов позволяет лучше понять нарративную структуру «Писем» и, в частности, рассмотреть вопрос о взаимоотношениях автора, рассказчика и персонажа в тексте.

Тезисы

Проблема номинации занимает значительное место при анализе «Писем русского путешественника» Н. М. Карамзина, что обусловлено сложным сочетанием фикционального и нефикционального в тексте. Важным аспектом этой проблемы является использование апеллятивного конвоя при личных именах персонажей. В «Письмах» можно выделить две группы по формальному признаку:
1. Апеллятивы, состоящие из одного слова, которые служат для обозначения персонажей с сокращёнными именами и указывают на статус персонажа, на его национальность, на характер его деятельности (Граф ***, Датчанин Б*, Поэт Баг* и др.). Имена всех перечисленных персонажей отсылают к реальным знакомым Карамзина. Короткий апеллятивный конвой может также употребляться при имени исторической личности (Принц Фердинанд) или литературно-фольклорного персонажа (Доктор Фауст), упоминаемых вскользь и не играющих важной роли в сюжете. Таким образом, короткий апеллятивный конвой служит объективной характеристикой персонажа, его цель — максимально кратко очертить образ персонажа в сознании читателя.
2. Развёрнутый апеллятивный конвой: случаи, когда именованного персонажа характеризует сразу несколько существительных — нарицательных или собственных. В тексте «Писем» использование ряда нарицательных существительных в роли апеллятива служит стремлению рассказчика дать более подробное описание личности персонажа, с которым он взаимодействует, который играет в той или иной мере значительную роль в сюжете (молодой Шведской барон Сил*, человек умный и приятный). Подобного рода апеллятивы характеризуют также некоторых исторических личностей (Клейст, бессмертный певец Весны, герой и патриот). Апеллятивный конвой способен как отражать род деятельности персонажа, так и включать в себя субъективную характеристику, оценку со стороны рассказчика, формирующего отношение читателя к данному персонажу.
С проблемой апеллятивного конвоя связаны также многочисленные случаи «поэтических уподоблений» (В. А. Кузнецов), т. е. замены имени современного писателя именем классического автора или сравнения этих фигур, что обусловлено либо жанровой соотнесённостью творчества писателей-классицистов с именем автора-предшественника, либо их статусом выразителей культурного сознания своего времени. Карамзин активно использовал подобную практику, что указывает на его глубокую связь с художественным сознанием риторической эпохи (Иудейской Сократ, покойный Мендельзон).
Таким образом, апеллятивный конвой выполняет в тексте конкретизирующую функцию. Замена развёрнутых характеристик краткими позволяет писателю придать повествованию лаконичность. Лаконизм является важной нарративной стратегией карамзинской прозы, и в «Письмах русского путешественника» данная особенность получила наиболее яркое выражение в употреблении поэтических уподоблений.