XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Семантические поля «жизнь / смерть» в книге А. Белого «Воспоминания о Блоке»

Татьяна Геннадьевна Путилина
Докладчик
аспирант
Новосибирский государственный педагогический университет

ауд. 195
2018-04-17
13:00 - 13:20

Ключевые слова, аннотация

В работе анализируется семантика оппозиции жизнь / смерть на материале произведения А. Белого «Воспоминания о Блоке». С помощью примеров контекстов, в которых встречаются слова жизнь, смерть, их дериваты, синонимы, а также примеров, в которых значение исследуемой оппозиции реализуется имплицитно, через систему образов, составляется ассоциативно-смысловое поле исследуемой оппозиции. Выявляются авторские особенности семантики оппозиции жизнь / смерть А. Белого как представителя русского символизма.

Тезисы

Несмотря на внушительный массив литературоведческих трудов, анализирующих творчество Андрея Белого, особенности его языка исследованы недостаточно. В книге «Воспоминания о Блоке» он рисует развернутую картину мироощущения творческих людей своего поколения. Творческий поиск, личные проблемы и попытка философского осмысления действительности ― все сплелось в сложную систему смыслов, противопоставлений различных значимых понятий и образов. Наиважнейшее место среди этой системы смыслов занимает оппозиция жизнь/смерть, базовая составляющая человеческой культуры, которая в художественном тексте получает наибольшие авторские модификации. Задача данного доклада ― систематизировать контексты, в которых используются лексемы жизнь, смерть, а также их дериваты и синонимы. Выявленная специфика оттенков смысла делает возможным сконструировать смысловое поле жизнь/смерть А. Белого. В своем анализе мы будем опираться на значения слов, представленные в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова. Анализ материала позволяет выделить несколько смысловых блоков изучаемой оппозиции. В первом блоке группируются контексты, в которых жизнь/смерть представляют собой континуум пространства  времени: То были последние дни жизни Блока в Москве; А. Н. Шмидт вообразила себя воплощением Софии, инспирировавшей Вл. Соловьева, с которым она не была знакома (знакомство произошло незадолго до смерти философа). Во втором блоке жизнь/смерть представляет собой систему поэтических противопоставлений. Женские образы имеют символическую смысловую наполненность  жизнь и смерть одновременно. Одним из проявлений этого двуличия является сближение омонимов: коса смерти  коса девушки: девушка с косой (волос) за плечами, но с косой смерти в руках»  вот ход ассоциаций Блока. Прекрасная Дама также имеет противоположность: Прекрасная Дама (впоследствии разложившаяся в проститутку и в мнимую величину, нечто в роде "корня из –1"), призыв к жизни (той или этой  вообще новой жизни) оказался призывом к смерти. В третьем блоке жизнь/смерть  это философские категории, уводящие за Порог к Пустоте: Блок  талантливый изобразитель пустоты: пустота как бы съела для него действительность (ту и эту). И, наконец, в четвертом блоке находятся фрагменты, рисующие образы Жизни и Смерти: Пьеро умер, но  жив Арлекин, или сам же поэт (Арлекин и Пьеро  двойники); и весело «погибнуть», «веселится смерть»; мертвенное лицо, зелень глаз; у могил пробивалась трава. Таким образом, в авторском осмыслении А. Белого оппозиция жизнь/смерть реализуется в ассоциативно-смысловом поле, центральными образами которого являются Прекрасная Дамат/проститутка, герой/двойник, зелень, веселье, пространство/время, поглощаемые пустотой.