XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Детское чтение в кинематографе дооттепельного периода

Анна Сергеевна Андреева
Докладчик
студент 2 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

ауд. 2-У
2018-04-17
13:40 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен описанию специфики детского чтения в советских фильмах дооттепельного периода. Из первых двух томов аннотированного каталога «Советские художественные фильмы» были отобраны все существующие фильмы для детей и о детях, в которых есть какие-либо упоминания о литературном произведении или об авторе (цитирование, книга в руках ребенка, портрет писателя, табличка с его высказыванием на стене школы). Анализ школьных учебников по литературе и аннотированных библиографических указателей показывает, как упомянутые в фильмах тексты функционировали в школьной программе и за ее пределами.

Тезисы

Для описания мотива детского чтения в дооттепельном кинематографе прежде всего на материале существующих фильмографий был составлен список фильмов для детей и о детях, в которых есть какие-либо упоминания о литературном произведении или об авторе (цитирование, книга в руках ребенка, портрет писателя или табличка с его высказыванием на стене школы). Все художественные произведения, которые были упомянуты в отобранных фильмах, можно разделить на три группы: русская литература XIX—начала XX вв., советская литература и зарубежная классика. Для анализа этого материала необходимо коротко охарактеризовать историю школьного образования 1920-х—1940-х гг.: нас интересует Единая программа по литературе, принятая после съезда словесников в 1921 г., ее последующие интерпретации вплоть до 1937 г. и дальнейшие изменения в 1940-е. Понятно, что во многих случаях мотив детского чтения оказывается связанным с модификациями школьной программы и идеологическими факторами. Так, в фильме по сценарию М. Д. Вольпина и Н. Р. Эрдмана «Здравствуй, Москва!» лейтмотивом становится сравнение поэтического творчества с трудом рабочего, восходящее еще к идеям 1920-х гг. и, в частности, к «классовой» школьной программе по литературе, предложенной В. Ф. Переверзевым (1927). Однако интересно, что во многих случаях мотив детского чтения оказывается никак не связанным со школьной программой и кругом текстов, рекомендованных для воспитания пионеров. Так, героиня фильма по сценарию Е. Л. Шварца и Н. М. Олейникова «Разбудите Леночку» по ночам читает приключенческие истории, которые не только не помогают, но и мешают ей учиться: утром она обычно не может вовремя проснуться и опаздывает в школу.
История мотива детского чтения в кино сложна и неоднородна. В докладе будут не только отмечены наиболее яркие случаи проявления этого мотива, но и на основе составленной статистики очерчена его эволюция.