XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Морфология «Старика Хоттабыча»

Лилия Геннадьевна Тенькова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 188
2018-04-18
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

Известная повесть-сказка «Старик Хоттабыч», впервые опубликованная еще в 1938 г., на сегодняшний день существует, как минимум, в 4 редакциях. В докладе, посвященном поэтике произведения, доказывается тезис о том, что постоянное редактирование текста при сохранении его смысловой и художественной целостности «провоцировалось» его структурной организацией. Усложнив простую приключенческую повесть сказочными приемами, Л. Лагин создал уникальный и пластичный текст, который легко поддавался различным изменениям и подстраивался под установленную в литературе идеологию.

Тезисы

Доклад посвящен поэтике повести-сказки Л. Лагина «Старик Хоттабыч». Автор редактировал произведение перед каждым новым изданием, менял героев и их имена, вставлял и убирал отдельные эпизоды или целые главы и т. д. В результате такой беспрестанной правки последнее прижизненное издание почти вдвое превышает объем первого и только на треть совпадает с ним по содержанию. Оставив в стороне уже разрешенный вопрос о количестве редакций и причинах правок, рассмотрим эту проблему с точки зрения не текстологии, а поэтики произведения. В докладе доказывается тезис о том, что возможность постоянного редактирования текста при сохранении его художественной целостности поддерживалась самой структурой текста. Анализ построения произведения сделан на основе первой редакции «Старика Хоттабыча» (1940 г.) с привлечением отдельных эпизодов, содержащихся в других редакциях. Композиционно повесть-сказка делится на три части. В первой части доклада дается анализ первых 16 глав «Старика Хоттабыча», которые строятся по модели волшебных сказок, описанной в работе В. Проппа «Морфология волшебной сказки». Сюжет произведения последовательно раскладывается на функции с незначительными отклонениями, обусловленными литературным происхождением произведения. Наличие в «Старике Хоттабыче» подобной схемы частично объясняет его вариативность. Вторая часть доклада основана на анализе следующих по хронологии 17 глав, которые распадаются на отдельные связанные между собой эпизоды (поход в цирк, на футбол, появление верблюдов и превращение советских многоэтажек в дворцы), обнаруживающие свой механизм построения. Определенный набор выработанных «функций» позволял Лагину расширять фабулу произведения без ущерба его внутренней форме. В третьей части доклада приводится обзор оставшихся глав, объединенных, главным образом, тем, что описываемые в них события происходят за пределами Москвы. Последняя часть композиции «Старика Хоттабыча», вопреки предыдущим, не обнаруживает никаких закономерностей построения (за исключением нескольких эпизодов, построенных по уже отработанной схеме). Это объясняется тем, что сказочное начало уступило повествовательному, в связи с чем текст утратил свою «пластичность» и открытость к изменениям. Подтверждением этому служит и тот факт, что в последних главах было сделано наименьшее количество правок. Таким образом, анализ построения повести-сказки «Старик Хоттабыч» позволяет с уверенностью утверждать, что текст менялся не только под внешним давлением, но благодаря своей структуре, склонной к вариативности и легко поддающейся любым изменениям.