XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Немецкие паремии с музыкальным компонентом: источники и проблемы перевода

Мария Викторовна Крюгер
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 201
2018-04-17
12:00 - 12:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются особенности основных немецких паремиологических сборников, выходивших в период с XVI по XIX век. В результате лингвостилистического анализа немецких паремий музыкальной тематики на материале немецких сборников выявляются особенности трактовок музыкальных терминов и метафор в немецких паремиях указанного периода.






Тезисы

Упоминание музыкальных инструментов часто встречается в паремиях и устойчивых выражениях многих языков, что также отражается во многих паремиологических сборниках, выходивших в период с XVI по XIX век. На структуру сборников и их научную точность в первую очередь влияло образование и род деятельности автора-составителя.
Для паремий более ранних сборников разнообразие музыкальных инструментов не характерно, в основном авторы включают в свои труды самые распространенные, упрощенные варианты тех или иных немецких изречений, в которых ключевыми мотивами являются песни, танцы и музыкальные инструменты, которые к тому времени были распространены на всей территории Западной Европы (Es ist nicht Kinderspiel wenn ein alt Weib tanzet ‘Когда старая баба пляшет, это не детская игра’; Ein jeder singt sein Lied ‘У каждого своя песня’). Со временем список инструментов пополнялся, а также усложнялась сама форма изречений. Анализируя более поздние сборники, можно увидеть большие изменения, которые прежде всего связаны с развитием культуры по сравнению с XVI веком. Кроме того, повышается интерес к родному немецкому языку и, как следствие, увеличивается потребность в паремиологических сборниках. Сборники становятся обширнее и если ранее они включали в себя либо только народные изречения, либо сентенции римских, древнегреческих и немецких авторов, то со временем, а именно на рубеже XVIII и XIX веков, мы наблюдаем соединение этих двух направлений. Таким образом, наибольший интерес представляют сборники, выходившие в период c XVII века и заканчивая XIX столетием, так как именно в них содержатся паремии с упоминанием разнообразных музыкальных инструментов, а также с другими музыкальными образами, связанными, например, с религиозной составляющей жизни человека (Je höher eine Glocke hengt je heller sie klingt ‘Чем выше колокол, тем чище он звонит’), образами животных (Lob dich Kuckuck mit deinem geſang, man hört am geſchrey wol/was du für ein Vogel biſt ‘Если тебя кукушка своим пением нахваливает, то сразу слышно, что ты за птица’) и соматизмами (Die Lieder kommen alle aus Einer (derselben) Kehle ‘Эти песни поет одно и то же горло’; Er singt ein Lied auf seine eigene Hand ‘Он поет по-своему’). Главной отличительной чертой более поздних сборников является то, что именно в них мы наблюдаем наибольшее разнообразие форм паремий, синтаксических конструкций, лексики, изречений, которые используются в современном немецком языке. В настоящей работе анализируются самые частотные музыкальные инструменты, встречающиеся в паремиях. Изречения разделяются на группы по различным признакам: паремиологическая форма, структура и семантика, с развернутым анализом каждой из групп.