XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Дискурсивные характеристики представления стипендиальных программ Евросоюза в англоязычном интернет-дискурсе

Екатерина Сергеевна Таракина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд.120
2018-04-19
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе описываются дискурсивные и прагматические характеристики текстов, представляющих стипендиальные программы стран Евросоюза в англоязычном интернет-дискурсе. Рассматриваются тексты, взятые с сайтов специальных агентств по подбору стипендий и грантов на обучение, а также с сайтов зарубежных университетов. В результате удалось установить, что в зависимости от площадки размещения меняется коммуникативно-прагматическая направленность текстов описаний стипендиальных программ и проявляются различия в их дискурсивных характеристиках.

Тезисы

В последние десятилетия политика академической мобильности активно продвигается в сфере образования. Это позволяет студентам и ученым выигрывать различные гранты и стипендии и проходить профессиональное обучение за рубежом. Информация о таких конкурсах размещается преимущественно в интернете: на сайтах агентств по подбору стипендиальных программ, а также на сайтах отдельных университетов. Целью исследования стало выявление дискурсивных и прагматических особенностей представления стипендиальных программ, предлагаемых странами Евросоюза, в англоязычном интернет-дискурсе.
В результате удалось выяснить, что университеты и агенства используют разные способы описания программ. Последние стремятся к краткости и визуальному удобству: текст разбит на небольшие части с подзаголовками. Информация также может быть дана в виде списков. В заключении описания — активная ссылка с переходом на сайт университета для дополнительных сведений. Данные средства визуального выделения позволяют соискателю просмотреть целый ряд программ за короткое время, а также быстро ориентироваться в больших объемах информации.
На сайтах зарубежных университетов программы чаще представлены сплошным текстом, разделенным на абзацы. Ключевая информация в некоторых случаях выделена жирным шрифтом: сроки подачи заявки на стипендию и длительность обучения сразу обращают на себя внимание соискателя. Наличие рекламного элемента в описании программы — отличительная особенность текстов данного типа. Цель — показать достоинства университета и вызвать интерес потенциального стипендиата.
Тексты описаний стипендиальных программ на разных видах сайтов обладают и рядом схожих характеристик. Вне зависимости от площадки размещения информация представлена в официально-деловом стиле. Кроме того, в текстах отмечена задача и направленность каждой программы, а также обозначена ее целевая аудитория.