XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Коммуникативные тактики адресанта в речевом жанре пожелания и их речевое воплощение (на материале устной речи и дружеской интернет-коммуникации)

Елена Николаевна Сидорова
Докладчик
студент 3 курса
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского

ауд. 215-А
2018-04-18
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Цель исследования — выявить основные коммуникативные тактики реализации речевого жанра пожелания, описать способы их языкового оформления. Анализ материала (фрагменты речи / переписки школьников и студентов) позволил выявить специфику жанра, его зависимость от социального фактора и разнообразные речевые тактики, способствующие достижению коммуникативных и некоммуникативных целей. Эффективность общения неразрывно связана с реализацией тактик заботы и участия, психологической поддержки, дружеского единения, совета. Исследование показало, как в жанре пожелания формируется образ адресанта-друга. 

Тезисы

Доклад посвящён рассмотрению речевого жанра пожелания в дружеской коммуникации студентов и школьников. Пожелание как субжанр обычно включается в жанр беседы или в структуру риторического праздноречевого жанра поздравления, что предполагает предварительную работу адресанта над текстом или его обдумывание (в устной речи). Анализ материала (300 текстов) позволил выявить речевую специфику жанра пожелания, наличие тематических доминант в речи молодёжи и желание уйти от речевых клише. Нередко пожелания основываются на языковой игре. В них проявляется и гендерная специфика (например, в письменных текстах фиксируется редупликация гласных, что в большей степени характерно для женской речи (большоооой любви)). Обязательным элементом студенческих пожеланий являются высказывания, отражающие принадлежность к социальному кругу. В пожеланиях находит отражение установка молодёжи на нравственно-ценностные ориентиры, где главное место занимают любовь, семья, дружба, карьерный рост. Кроме стереотипных пожеланий, встречаются индивидуально-авторские, риторика которых нацелена на сохранение или изменение в лучшую сторону психологического настроя адресата, а также на демонстрацию креативности адресанта. В дружеских пожеланиях адресант реализует различные коммуникативные тактики (нередко наблюдается их контаминация): тактика единения с мнением друга (желаю того, что сама себе пожелаешь); тактика переключения адресата на смеховую тональность (Котиков-преподов тебе и «пулемётов» на сессии); тактика личного расположения, которая сопровождается использованием комплиментов (и хороших оценок! Перестань так сильно мучать себя учёбой, ты и так большая умница!); тактика «коммуникативного поглаживания» (регулярны употребления имён с ласкательными суффиксами); тактика призыва к активным действиям (Так, филологини, рвите всех!!!); тактика психологической поддержки и единения (Ни пуха ни пера! ЕГЭ пережили и сессию переживём!); тактика обращения к прошлому, к воспоминаниям (Детство, проведённое с тобой, мне не забыть никогда! Желаю самого наилучшего).
Большое место в дружеском общении занимает юмор.В материале встретились пожелания, где используется ненормативная лексика. Речевая раскрепощённость — характерная черта общения молодёжи. За всеми рассмотренными тактиками стоит адресант, который, воплощая в своей речи роль друга (тактика самопрезентации), преодолевает собственный эгоизм, индивидуализм. В этом смысле жанр пожелания способствует формированию личности. Важно, что реализация гармонизирующих тактик способствует эффективности общения. Также в пожеланиях находит отражение система молодёжных ценностей; они способствуют адаптации молодого человека в окружающей его среде, улучшая психическое состояние и качество жизни; именно поэтому изучение жанра пожелания социально значимо.