XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Рецепция художественных средств и приемов литературной готики в романе Джейн Остин «Нортенгерское аббатство»

Вероника Давидовна Найлз
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 201
2018-04-18
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе анализируются некоторые стилистические особенности литературной готики и их использование в романе Дж. Остин «Нортенгерское аббатство». Делается вывод о том, что Дж. Остин использует характерные художественные средства и приемы, заложенные в этом жанре, для того чтобы посредством пародии и имитации утвердить собственные принципы, свойственные литературе реализма.

Тезисы

Роман «Нортенгерское аббатство» Джейн Остин, как произведение пародийно заостренное против готической традиции в литературе, неоднократно подвергалось анализу литературоведов и вызывало оживленные дискуссии в среде литературных критиков. Роман интересен тем, что, с одной стороны, Остин пародирует готическое приключение в романе Анны Рэдклиф «Тайны замка Удольфо», используя форму и условности популярных готических романов, а с другой стороны, она критикует чрезмерное воображение, стимулированное арсеналом литературной готики и заставляющее людей терять здравый смысл. Аллюзии к готике и ее условностям пронизывают весь роман Остин. Экспрессивно значимыми элементами готических романов являются как их содержание (загадки, тайны; старинные замки, пугающие звуки и т.д.), так и особенности плана выражения, среди которых главную роль играют лингвистические художественные средства. Писательница использует характерные нарративные приемы «литературы ужаса» для того, чтобы проиллюстрировать свое восприятие литературной готики и сопоставить мир реальный и мир воображаемый, что определяет двуплановую структуру «Нортенгерского аббатства». Одним из самых заметных приемов такого сопоставления является антитеза по формуле: «в готическом романе было бы так, а в реальной ситуации — так». В создании напряженной» готической атмосферы в романе главная роль принадлежит стилистическим лексико-синтаксические средствам и способам выдвижения, таким как антитеза (контраст) и обманутое ожидание.
Лексические единицы, используемые в «Нортенгерском аббатстве» для создания «готической атмосферы», можно разделить на несколько тематических групп: тайна, страх, природные явления, пугающие звуки, готический топос. С точки зрения использования лексико-синтаксических средств выделяются стилистически возвышенная лексика, архаизмы, эпитеты, а также синтаксические приемы повышения стиля, такие как инверсия и вопросительные предложения, оформленные в параллельные конструкции. Дж. Остин намеренно разрушает стереотипное представление об атрибутах литературной готики, используя приемы контраста, ретардации, пародии и ситуационной иронии, создавая эффект обманутого ожидания. Используя художественные средства и приемы литературной готики, Джейн Остин развенчивает романтические представления о готическом романе и отказывает ему в правдоподобии: ужасные тайны и демонические страсти встречаются только на страницах книг; ими можно наслаждаться в часы досуга, но пытаться искать их в реальной жизни не стоит – вот один из выводов, к которому приходит главная героиня — Кэтрин Морланд. А одна из главных функций готических элементов в этом произведении Остин состоит в возможности посредством пародии и имитации утвердить собственные принципы, свойственные литер