XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Костюм как ключ к пониманию драматического действия в фильмах А. Хичкока 1950-х гг. на примере работ Э. Хэд

Надежда Витальевна Носова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 129
2018-04-18
13:20 - 13:40

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен работе художницы по костюмам Э. Хэд и ее творческому союзу с А. Хичкоком в области создания костюмов для киногероев. На примере кинолент 1950-х гг. раскрываются основные принципы ее работы, позволяющие судить о костюме не только как о гармоничном элементе кадра кинофильмов Хичкока, но и о своеобразном ключе, который может выступать участником развития драматического действия и символизировать его сюжетные линии и повороты.

Тезисы

Художник по костюмам Эдит Хэд — обладательница наибольшего количества «Оскаров» среди женщин за всю историю Американской киноакадемии. Для создания ярких образов на экране Хэд считала необходимыми работу в тандеме с режиссером и актером, а также тонкое чувство характера героя, чтобы максимально ясно воспроизвести их уже в визуальной концепции. Наиболее плодотворный союз у Хэд сложился именно с А. Хичкоком, с которым в общей сложности были созданы костюмы для 11 его фильмов.
Данный доклад посвящен творческому тандему художницы по костюмам и Хичкока, который сложился во многом благодаря высоким требованиям режиссера к костюмам героев и цветовому решению. Поставленной задачей является выяснение того, насколько сами костюмы, созданные Хэд, могут соответствовать цепочке драматических событий, разворачивающихся перед зрителем.
Визуальным материалом для доклада выступили фильмы 1950-х гг.: «Поймать вора», «Неприятности с Гарри» и «Головокружение». На основе анализа этих картин можно прийти к выводу о том, что костюмы закономерно вписываются в общий замысел фильма. Создавая костюмы для фильмов маэстро саспенса, художница придерживалась определенных принципов. Во-первых, это точное расставление цветовых акцентов, которое было разработано вместе с режиссером, учитывая его особое отношение к ярким цветам на экране. Во-вторых, вписывание ансамблей в окружающее героев пространство. В-третьих, создание определенной рифмы между костюмами героев для достижения визуальной эстетики и создания скрытой взаимосвязи между героями. В-четвертых, стремление к классической проектировке костюма, что было обусловлено желанием самого Хичкока не допустить «устаревания» своих картин в глазах последующих поколений.
Таким образом, костюмы, созданные Хэд, не только передают эстетику кадра фильмов Хичкока, но и выступают своеобразной подсказкой зрителю в понимании развития драматического сюжета при должном внимании к ним.